20.11.2025 07:00
Экономика

БПЛА доставят грузы в отдаленные регионы быстрее и дешевле

Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Инновации №264 (9803)
Развитие грузовых БПЛА поможет решить проблему доставки грузов в отдаленные и труднодоступные регионы, говорят эксперты. Именно поэтому в 2022 году правительство утвердило экспериментальный правовой режим (ЭПР) эксплуатации тяжелых БПЛА для доставки почты и грузов в четырех регионах: Чукотский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и Камчатский край. Изначально ЭПР был рассчитан до 2025 года, но в этом году его продлили еще на три года.
В отдаленных районах такая картина в небе совсем скоро станет привычной. / iStock
Читать на сайте RG.RU

Согласно ЭПР, в Арктике был запущен экспериментальный проект по доставке почты беспилотниками, а один из ведущих вертолетных концернов организовал доставку грузов массой до 100 килограммов беспилотными вертолетами в отдаленные регионы нашей страны.

"Грузовые БПЛА способны сокращать время доставки в 2-2,5 раза по сравнению с традиционным наземным транспортом за счет маршрута по прямой, отсутствия дорожных и погодных ограничений. Себестоимость перевозки небольших грузов таким способом ниже, чем, например, вертолетом или автомобилем, особенно если речь заходит о коротких маршрутах и малых объемах, - отмечает инженер дирекции "Аэромобильность" Московского авиационного института Иван Железняков. - Добавьте к этому отсутствие затрат на топливо, водителей, простоту интеграции в автоматизированные системы логистики, и мы получим весьма перспективный вид грузовой доставки".

Развитие грузовых БПЛА считают перспективным не только в России, но и во всем мире. Например, в США беспилотная доставка грузов с 2021 года действует в пяти городах. В Великобритании дроны используются для доставки мелких грузов на остров Уайт. Это в восемь раз быстрее по сравнению с маршрутом по воде. В Африке дроны доставляют лекарства в отдаленные регионы, куда сложно проехать обычному транспорту.

"Применение доставки дронами оправданно на территориях без развитой инфраструктуры и с малоэтажной застройкой, - считает заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli Екатерина Анциферова. - В таких условиях дрону будет легко преодолевать расстояния, поскольку ему не придется лавировать между многоэтажками, и он сможет сбросить заказ на придомовой участок, где получателю комфортно его забрать. Более того, это значительно ускорит доставку, поскольку вместо перевозки груза по бездорожью дрон сможет преодолеть необходимое расстояние по прямой".

В Якутии стартовал второй этап проекта по доставке грузов с помощью БПЛА

Поскольку в России много регионов, где нет надежной дорожной инфраструктуры, доставка грузов дронами может решить целый ряд проблем, говорят эксперты. Поэтому российские инженеры сегодня нацелены на разработку и серийное производство БПЛА, которые могли бы быстро и дешево совершать полеты в самые разные уголки нашей страны.

Первыми на российский рынок вышли малогабаритные дроны с грузоподъемностью до пяти килограммов. Они стали своеобразными тестовыми вариантами, которые показали, что грузоперевозка с помощью БПЛА нужна, важна и перспективна как в социальном плане, так и в коммерческом. Поэтому сегодня многие компании взялись за разработку и производство больших дронов, способных перевозить грузы массой в несколько сотен килограммов.

Наши двигатели для грузовых БПЛА демонстрируют лучшие показатели по качеству и удельным энергетическим характеристикам

Один из российских авиационных концернов этой осенью объявил о сертифицированных испытаниях грузового БПЛА вертикального взлета и посадки. Этот аппарат имеет мощную гибридную двигательную установку и способен преодолевать расстояние до тысячи километров. Грузоподъемность составляет 300 килограммов при полете максимальной дальности. Для расстояния до 500 километров дрон сможет поднять и перевезти груз в полтонны. Большая грузоподъемность предполагает и соответствующие габариты. Длина нового беспилотника составляет семь метров, а размах крыльев - 11 метров. Летает аппарат с крейсерской скоростью 180 километров в час на высоте четыре километра. Разработчики уверяют, что это настоящая "рабочая лошадка", которая полностью адаптирована для полетов в труднодоступных регионах с суровыми погодными условиями.

Еще одна разработка отечественных специалистов - грузовой дрон, способный совершать посадки не только на сушу, но и на воду. Образец представили в этом году на "Иннопроме". Его грузоподъемность еще более внушительная - до 700 килограммов.

Идентификация гражданских беспилотников заработает в РФ с марта 2026 года

Отечественные разработчики грузовых беспилотников стремятся завоевать не только отечественный рынок, но и международный. Сейчас на мировой арене активны китайские компании. Они производят как сами летательные аппараты, так и комплектующие к ним. Конкурировать с ними сложно, но вполне возможно. Так, отечественные инженеры разработали целую линейку двигателей для грузовых БПЛА. По заверениям разработчиков, при сопоставимой с китайскими аналогами стоимостью, наши двигатели демонстрируют лучшие показатели по качеству и удельным энергетическим характеристикам. Это позволит не только полностью отказаться от зарубежных комплектующих, но и выйти на международный рынок с конкурентным продуктом.

Несмотря на то что у экспертного сообщества не вызывают сомнений хорошие перспективы доставки грузов беспилотниками, полностью вытеснить традиционную доставку они не смогут - по крайней мере в ближайшее время.

"Пока речь идет не о массовом замещении классических транспортных схем, а о точечных сценариях, где дроны действительно закрывают критическую потребность", - считает заместитель декана факультета "Информационные технологии" Московского технического университета связи и информатики Сергей Симонов.

В тему

В Амурской области разрабатывается проект по созданию первого в мире БПЛА-моста, который свяжет Россию и Китай. По нему дроны смогут совершать трансграничные грузовые перевозки. Согласно проекту, в городах Благовещенск и Хэйхэ появятся "дронопорты" - пункты, из которых станут курсировать дроны.

Предполагается, что БПЛА-мост между Россией и Китаем будет использоваться для экспресс-доставки малых грузов весом до 50 килограммов - почтовые отправления, комплектующие, небольшие потребительские товары. Реализация такого проекта позволит наладить мобильный канал для грузоперевозок с одним из стратегических партнеров России. Кроме того, это станет первым грузовым каналом, который будет использовать инновационные и экологически чистые технологии.

В Росреестре разъяснили, как будут использоваться беспилотники
Отрасли