20.11.2025 08:50
Экономика

Эксперт: Префрежимы для бизнеса в ДФО требуют донастройки

Текст:  Александр Иодчин (первый заместитель генерального директора по стратегии и развитию ГК "Дело")
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №264 (9803)
На Дальнем Востоке планируется объединить действующие сейчас преференциальные режимы в один. На мой взгляд, льготные условия хозяйствования нуждаются в донастройке.
Читать на сайте RG.RU

Есть правовые нестыковки, и это мы уже достаточно давно обсуждаем с коллегами из Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Например, резидент СПВ имеет право на режим свободной таможенной зоны. Но при этом в портах существует постоянная зона таможенного контроля. А законодательство не предусматривает наличия нескольких таможенных зон в одной точке. Соответственно, портам в статусе резидента надо выбирать: либо они работают в режиме свободной таможенной зоны и могут импортировать оборудование без пошлин, либо действуют как операционная компания, которой нужна зона постоянного таможенного контроля для операционной деятельности. Решения на законодательном уровне, к сожалению, нет.

Далее. У резидентов свободного порта нет приоритета в части земельных участков. Думаю, когда объединят все префрежимы, наверное, проблема будет решена, поскольку такие льготы есть в рамках территорий опережающего социально-экономического развития (ТОРов).

Еще один стандартный вопрос, с которым очень многие инвесторы сталкиваются не только в рамках префрежимов. Они, по сути, вынуждены брать на себя реконструкцию и модернизацию объектов федеральной собственности. Можно, конечно, обратиться за этим к государству, но это удорожает проекты и удлиняет сроки их реализации.

Так, в части морских терминалов есть требование закона о морпортах, который говорит: если вы просите государственные компании инвестировать в инфраструктуру, вы должны не просто подписать инвестиционное соглашение, но еще и предоставить банковскую гарантию. Это очень сильно усложняет и удорожает сам инвестиционный проект.

Все префрежимы для бизнеса в ДФО и Арктике станут единым механизмом

Схожая история по присоединению к инфраструктуре РЖД. Зачастую получение технических условий - процесс настолько длительный и сложный, что уходит за горизонт инвестиционной фазы.

Бизнес на Дальнем Востоке сталкивается со сложностями с получением дополнительных энергетических мощностей и с поставками качественного, надежного, с длительными сроками службы оборудования.

Объединение режимов ТОР, СПВ, АЗРФ, КОРФ поможет решить ряд проблем благодаря унификации льгот

Понятно, что в текущей ситуации мы отрезаны от западных поставщиков. А поставщики из дружественных стран опасаются вторичных санкций. Перспективу я вижу в следующем. Необходимо поддержать локализацию крупного транспортного машиностроения в России и конкретно в Дальневосточном федеральном округе. Заводы в России есть, но расположены они в западной части страны, а здесь, на Дальнем Востоке, отсутствуют. Уверен, что ДФО - это точка встречи российского инвестора, российского бизнеса и иностранцев, которые помимо инвестиций могут привнести сюда и те технологии, которых в стране нет.

В любом случае создание в округе такого рода производства даст стимул для научно-технического роста, развития вузов, ссузов, подготовки кадров. Это будет иметь достаточно большой положительный эффект.

ДФО Бизнес