21.11.2025 14:15
В мире

Эксперт Захаров: В лучшем для себя случае Украина получит Rafale в 2030 году

Текст:  Алексей Захаров (авиаэксперт (Telegram-канал "Военный осведомитель"))
Соглашение о поставках Украине сотни французских истребителей Rafale наделало много шума.Читая прессу, можно подумать, что уже в ближайшее время украинские ВВС серьезно усилятся. Но так ли это?
Читать на сайте RG.RU

Для того, чтобы посеять сомнения в реальности хотя бы относительно быстрой поставки французских машин на Украину, достаточно фактов. За последние пять лет (2020-2024 гг.) темп поставок истребителей Rafale составил: 2020-й год - 24 борта, 2021 - 27, 2022 - 30, 2023 - 33, за прошлый, 2024-й год (оценочно) - 36 единиц.

Планы компании Dassault Aviation предусматривают выход к 2029-му году на темп производства 48 самолетов в год (4 в месяц). Не будем забывать, что этому должен соответствовать рост всех компонентов самолета. В том числе сложных и трудоемких - двигателей, РЛС, других компонентов комплекса авионики, катапультных кресел… И любой человек, знакомый с современным производством, поймет, что резко нарастить выпуск самолета как "совокупности компонентов" не удастся.

Полковник Матвийчук: Возможная передача Rafale Украине - это обычная пиар-акция

При этом на начало текущего года общее количество заказанных Rafale (Франция, Египет, Катар, Индия, Греция, Хорватия, ОАЭ, Индонезия) составляло 473 единицы. Количество поставленных машин по состоянию на конец 2024-го - начало 2025-го года - примерно 250 единиц. Получается, что по уже заключенным международным и "национальным" контрактам Dassault Aviation должна поставить 220+ истребителей Rafale. Если компания сохранит существующий прирост темпа производства на существующем уровне +3 машины в год, то существующие заказы компания выполнит только к концу 2030-го года. То есть начала поставок истребителей Rafale украинским ВВС придется ждать пять лет. Конечно, Франция может начать поставки машин, "бывших в употреблении". Однако в настоящий момент планы французского министерства обороны предусматривают эксплуатацию самолетов до исчерпания ресурса. И вряд ли французы пойдут на ослабление своих вооруженных сил в угоду Киеву.

Точно так же маловероятно, что Украине "уступит очередь" кто-то из текущих получателей истребителей Rafale. Перевооружение - это всегда комплексная программа, и "ломать" ее на половине дороги - действие слишком уж нерациональное.

Миршаймер: Украина проигрывает и ничего не сможет сделать, чтобы спасти ситуацию

Не следует забывать, что и Украине потребуется время и трудозатраты на введение в состав своих ВВС нового типа летательного аппарата. Создание инфраструктуры - задача непростая. Тем более, что решать ее придется под давлением ВС РФ, то есть отвлекать для защиты сооружаемых объектов средства ПВО. И непростой задачей станет подготовка технического и особенно летного состава. Даже переучивание украинских летчиков на самых распространенный в НАТО тип самолета - F-16, потребовало заметных усилий и шло не без "затыков". Готовить людей к полетам на Rafale придется исключительно французам - другие эксплуатанты будут еще учиться сами.

В общем, несмотря на фанфары, сопровождающие "судьбоносные"франко-украинские договоренности (тем более, что это всего лишь соглашение о намерениях), реальные последствия начнут ощущаться лет через пять. Будут ли к тому времени Киеву нужны истребители Rafale - вопрос с неоднозначным ответом.

Ранее возможную передачу ВСУ французских истребителей "РГ" прокомментировал военный эксперт Анатолий Матвийчук.

Французский истребитель Dassault Rafale
Захарова: Сделка Макрона и Зеленского - одна из крупнейших афер
Франция Украина