21.11.2025 09:00
Экономика

Ольга Пермякова: Число фишинговых сайтов за 2025 год выросло в полтора раза

Текст:  Полина Кутепова
Российская газета - Федеральный выпуск: №268 (9807)
Проблема мошенничества в онлайн-шопинге сегодня касается практически каждого второго: шесть из десяти россиян хотя бы раз сталкивались с одной из популярных схем обмана, говорится в опросе исследовательского центра "Позиция" (имеется в распоряжении "РГ") . Чаще всего злоумышленники предлагали перевести оплату на сторонние ресурсы. С такой просьбой сталкивались 30% опрошенных. Еще 16,7% получали подозрительные письма или звонки от псевдослужб поддержки, а 7,7% попадали на поддельные сайты, которые копируют известные маркетплейсы.
Читать на сайте RG.RU

В ответ покупатели стали более внимательными. Почти половина (43,3%) совершает покупки только через официальные приложения, чтобы избежать рисков. Еще треть предпочитает работать с проверенными площадками, а 26,1% тщательно сверяют адрес сайта, опасаясь фишинга.

При этом сама угроза не стоит на месте. За первые три квартала 2025 года количество фишинговых сайтов выросло в полтора раза, констатирует тренд-консультант по маркетингу и стратегии Ольга Пермякова. "Схемы обмана потребителей становятся все более правдоподобными. Мошенники копируют реальные страницы действующих акций маркетплейсов. Заметить подмену можно, только очень детально просмотрев ссылку в адресной строке", - объясняет она.

Мошенники придумали аферу, связанную с "периодом охлаждения" SIM-карт

Борьба с мошенничеством требует от маркетплейсов комплексного подхода: от ручной проверки до автоматических сервисов, которые сокращают время блокировки мошенников. Эффективным инструментом становится искусственный интеллект. Например, алгоритм на основе ИИ от американского Amazon выявляет аномальное поведение продавцов и покупателей, блокирует операции и аккаунты в случае подозрений. Такой метод эффективен на финальном этапе воронки мошенников, отмечает маркетолог.

Одним из самых надежных способов защиты сами эксперты называют использование официальных приложений. "Принципиальное преимущество фирменного приложения, которое было скачано через официальные магазины, значит его предварительную верификацию. Разместить фишинговое приложение в таких каталогах мошенникам достаточно сложно", - поясняет руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза "Новый Труд" Алексей Неживой. Поэтому работа через приложение обеспечивает практически полную защиту от фишинговых атак. Маркетплейсам стоит активнее продвигать этот подход среди пользователей.

Однако не менее важно информирование. Его эффективность, по мнению Пермяковой, заключается в переходе от простых отчетов к клиентским рекламным кампаниям. Они наглядно покажут способы обмана, правила безопасности и "красные флаги" мошенничества.

МВД: Мошенники внедрили использование геоданных в схемы дистанционных хищений

Маркетплейсу нужно создать экосистему, где все критические действия пользователь совершает внутри защищенной платформы, добавляет руководитель отдела по информационной безопасности телекоммуникационной компании "Телеком биржи" Александр Блезнеков. Для этого маркетплейсам необходимо постоянно работать с пользователями и объяснять им возможные риски. Предупреждения должны быть везде, где человек делает покупки. А системы оплаты нужно делать простыми и понятными. Тогда попытка оплатить по ссылке из мессенджера будет восприниматься как нечто ненормальное и подозрительное, считает эксперт.

Хотя маркетинг не заменит реальные системы безопасности, именно прозрачная коммуникация и удобные защитные инструменты определяют, кому пользователь готов доверить свои данные и деньги, замечает менеджер образовательного проекта Servicepipe Иван Горячев.

При этом эксперты уверены, что в ближайшем будущем площадки дополнят свои стратегии полноценными кампаниями по обучению пользователей цифровой грамотности. Это станет частью социальной ответственности брендов.

Эксперты советуют делать покупки только в официальных приложениях, которые прошли верификацию. / William_Potter / iStock
Исследование: Около 5% продавцов на маркетплейсах платят кешбэк за отзывы
Товары и цены