21.11.2025 16:14
Культура

В Петербурге начался фестиваль, посвященный 80-летию Александра Журбина

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
В Северной столице начался фестиваль, посвященный 80-летнему юбилею выдающегося композитора Александра Журбина. Его проводит Театр музыкальной комедии.
/ Пресс-служба Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии
Читать на сайте RG.RU

"Фестиваль живого классика, которого любят зрители", как сказал генеральный директор театра Юрий Шварцкопф.

Первым событием стала творческая встреча маэстро со зрителями, которая проходила в роскошной парадной Розовой гостиной.

- Я прилетел из Парижа, где был концерт моей музыки - камерной и вокальной. Шикарный, престижный зал Cortot, и это счастье для композитора - получать такие подарки от судьбы, - признался маэстро. - Я спешил к вам на эту встречу, мне пришлось сменить большое количество самолетов, поездов. (И к месту рассказал анекдот про поезд. Вообще, Александр Борисович оказался мастером рассказывать смешные истории.)

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль "Музыкальное сердце театра"

О первых шагах

Будущий композитор родился в Ташкенте в семье инженеров. В семь лет мальчика отдали в музыкальную школу по классу виолончели (неожиданно для него, ведь он хотел играть на пианино). А лет в 9-10 он вдруг начал сочинять музыку. И записывал свои опусы. "Поразительно, но те детские наброски я издал недавно в издательстве "Музыка" - несколько сборников моих детских пьес - для фортепиано, скрипки, виолончели, и сейчас многие ученики в музыкальных школах России, и не только России, их играют".

В 16 лет он написал первую симфонию. Ее даже сыграл оркестр Ташкентской филармонии. А далее - Москва, Институт имени Гнесиных, где были замечательные педагоги - Арам Хачатурян, Николай Пейко. А после этого - Ленинград, аспирантура, и там прекрасный учитель - композитор Сергей Слонимский.

Как неудача оказалась удачей

- Мы все вспоминаем свои годы молодости, и, безусловно, у меня было всякое в жизни. Случались, кстати говоря, и неприятные события, которые, казалось бы, должны были привести к ужасному окончанию моей карьеры, моего восхождения.

Я поехал поступать в московскую консерваторию. Виолончель у меня была ужасная - такая деревянная штучка за 100 рублей. Смычок ужасный. И школа была плохая. Меня не приняли. И я, убитый горем, поехал обратно в Ташкент, поступил там в консерваторию.

Но оказалось, что Бог мудрее и он делает то, что надо. Вот представьте себе, что я все-таки поступил бы в Московскую консерваторию, окончил ее, поехал обратно в Ташкент, стал бы виолончелистом в театре оперетты и так всю жизнь бы проиграл. И ничего бы не получилось. А Бог сказал: нет, Саша, это не твоя судьба. Твоя судьба другая - ты должен быть композитором. Я стал сочинять, потом приехал в Москву уже как композитор и поступил к хорошим учителям… Таким образом, неудача оказалась удачей. Вот так в жизни бывает.

"Орфей и Эвридика"

- В 1974 году в этом городе мы встретились: руководитель ансамбля "Поющие гитары" Анатолий Васильев, знаменитый драматург Юрий Димитрин, который писал либретто для опер и мюзиклов, и я. В то время весь мир упал к ногам рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера Jesus Christ Superstar ("Иисус Христос - суперзвезда"), и мы решили сделать что-нибудь такое же. Но какую тему взять? В то время были очень жесткие ограничения... И о чем же нам писать? И тогда мне в голову (именно мне, я горжусь этим) пришло: ребята, есть сюжет - "Орфей и Эвридика". Там, конечно, есть любовь, но тем не менее все вполне пристойно. Греческую мифологию все-таки проходили в школе. И мы поняли, что это прекрасная находка. И написали эту оперу.

И был уникальный случай: мы писали номера и относили их в ансамбль "Поющие гитары". А там их сразу же репетировали. Такого вообще, по-моему, не бывает: автор только принес ноты, музыканты тут же начинают репетировать, а следующего номера еще нет, потому что мы еще пишем. И это была потрясающая гонка. Через несколько месяцев опера была готова. И была сыграна впервые в здании Ленинградской консерватории - там была оперная студия. И понеслось, невероятно, по всей стране. Страна была огромная, коллектив объездил все республики, страны народной демократии.

Я счастлив, что на моем гала-концерте главную роль Орфея будет исполнять тот же самый парень - Альберт Асадуллин. Сами понимаете, прошло 50 лет, он уже не молодой мальчик, но вы увидите, как прекрасно он выглядит и поет так же здорово, как пел тогда.

"Разбитое зеркало" и другие

В 1979 году в афише ленинградской Музкомедии появился спектакль "Разбитое зеркало". Дирижер Владимир Рылов, лауреат Государственной премии РФ, который дирижировал той оперой на премьере, исполнил на встрече фрагмент из нее.

- Я пришел в ленинградскую Музкомедию в 1978 году, когда тут был главный режиссер Владимир Воробьев. Кстати говоря, он поставил первый в стране мюзикл "Свадьба Кречинского", написанный Александром Колкером. И я очень гордился тем, что пришел в этот театр, на эту сцену. И Воробьев поставил мою зонг-оперу "Разбитое зеркало, или Новая опера нищих". Вячеслав Вербин, к сожалению, недавно умерший, написал либретто.

В 2022 году в этом театре выпустили мою "Мышеловку", она стала бестселлером. Режиссер - Николай Покотыло. Извините за нескромность, но такой ажиотаж, что я не могу достать контрамарки для своих друзей. Это огромная гордость для меня, что мой мюзикл идет в этом театре, и мои связи с ним продолжаются.

Мне радостно, что здесь поставили недавно "Биндюжник и Король". Удивительный, потрясающий спектакль сделал замечательный режиссер Евгений Писарев, в нем занята почти вся труппа, а еще и приглашенные артисты из разных театров и даже городов.

В Санкт-Петербурге выйдет мюзикл о Сергее Есенине

"Сделал больше, чем мог"

- Сейчас многие, может, будут разочарованы, но на самом деле я в основном серьезный композитор. Пишу симфонии, и недавно в Большом зале Московской консерватории прозвучали три моих симфонии: восьмая, девятая и десятая. Я написал много камерной музыки, квартеты, квинтеты, сонаты. И много вокальной музыки. Эстрадную, для кинофильмов… Вообще я написал неприлично много музыки. Если вы заглянете в "Википедию", то узнаете, что у меня более десяти опер, свыше пятидесяти мюзиклов.

Я сделал то, что мог. Я сделал больше, чем мог. Мою музыку играют в России, играют в Европе, в Соединенных Штатах, это, безусловно, огромная радость для композитора. Мои песни пели замечательные певцы.

И честно скажу, что не особенно слежу за исполнителями. В принципе, я не строг. Если ко мне подходит певец не очень хороший и говорит: "Можно, я спою вашу песню?" - "Пой!"

О кумирах

- С кумирами своими я не встречался. Почему? Потому что это Иоганнес Брамс, Густав Малер. Правда, с одним своим кумиром я все-таки встречался. Это было в Репино, и это был Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Я приходил к нему на консультации, показывал свои произведения. Это было в конце его жизни, он уже не преподавал в консерватории. Я ходил к нему как частный ученик, он меня почему-то полюбил, и это была действительно встреча с настоящим гением, гением мирового класса.

Человек мира

- Я очень люблю Петербург, прекрасный, невероятный город, люблю эту Площадь Искусств, в МАЛЕГОТе (прежнее название Михайловского театра) шли два моих спектакля.

Я прожил здесь около восьми лет. В Ленинграде началась моя жизнь как композитора, именно здесь я написал "Орфея и Эвридику", и мое имя просто взлетело на небеса. Здесь родилось "Разбитое зеркало" и написано много-много всего. Но потом я уехал в Москву. Сейчас я живу в Нью-Йорке. И в Москве - тоже, у меня там есть квартира, и машина, и дача, все, что положено композитору. Но я там бываю редко. Потому что в Америке у меня растут внуки. Они уже большие, одному почти семнадцать, другому - пятнадцать. Хорошие ребята, я их очень люблю. Они учатся в школе, которая буквально в двух кварталах от того места, где мы с женой живем. После школы заходят к нам, обедают с нами, ужинают. Это огромное счастье - иметь рядом внуков.

Со мной сейчас приехала в Петербург моя жена - Ирина Гинзбург, которую я тоже очень люблю. Она будет участвовать в гала-концерте. Мы всегда наслаждаемся этим прекрасным городом, и я счастлив, что меня сюда приглашают. Я очень люблю Театр музкомедии и надеюсь, что здесь еще поставят что-нибудь мое. Я полон энергии и творческих планов. 80 лет? Сам не верю…

Кстати

На следующий день состоялся мастер-класс Александра Журбина с участием театра "Придворная опера". Была исполнена опера-триптих "Метаморфозы любви".

Афиша

21 ноября - музыкальный детектив "Мышеловка", написанный по мотивам сочинения Агаты Кристи.

22 ноября - музыкальная трагикомедия "Биндюжник и Король", в основе которой - произведения Исаака Бабеля.

23 ноября - гала-концерт, в котором будут представлены избранные композиции юбиляра в исполнении солистов театра и приглашенных артистов.

После Петербурга фестиваль вернется в Москву, где состоятся концерты - вечер камерной музыки, творческий вечер в кругу друзей, пройдут спектакли: мюзикл "Куртизанка" в Театре оперетты и премьера мюзикла для детей "Щелкунчик" в театре "Поколение". Завершится фестиваль 12 февраля на сцене Государственного Кремлевского Дворца показом рок-оперы "Орфей и Эвридика", поставленного Санкт-Петербургским театром "Рок-опера".

Санкт-Петербург Музыкальный театр