В конце романа "Идиот" убийца-Парфен Рогожин, зарезавший Настасью, говорит: "Я ее клеенкой накрыл, хорошею, американскою клеенкой, а сверх клеенки уж простыней, и четыре склянки ждановской жидкости откупоренной поставил, там и теперь стоят". Именно от этой фразы отталкиваются создатели "Идиота" в оформлении сцены, именно в этой точке, в комнате рогожинского дома мы и оказываемся в начале спектакля.
По замыслу режиссера, дом находится на половине пути к преображению, на ремонте (художник - Мария Мелешко). Все на месте: и четыре банки ждановской жидкости, и отпечатки газет на бетонных стенах, и следы краски…. Островки былого уюта - ковер, разбросанные по полу цветы, пластинки да бумаги…
Для Сергея Волкова Достоевский - по-своему любимый автор. В 2013-м, еще в театре Ленсовета, он поставил "Преступление и наказание". Свой новый разговор с Достоевским Волков ведет не только как режиссер, но и как исполнитель главной роли. Перед зрителями он предстает в образе Льва Мышкина. Князь Мышкин обращается к залу с тихим, доверительным монологом, рассказывает зрителям, как жилось в Швейцарии - как обожали его дети, как жалел он бедную Мари, как объяснял ребятишкам, что сострадание - основа мира человека, и как будто бы сам исцелялся от такой простой идеи; как сейчас он пытается ею жить в мире, для нее не приспособленном… В герое Волкова почти нет того, что мы называем "юродством", он, кажется, "заземлен" куда основательнее, чем его великие предшественники. Но есть фантастическая попытка совместить несовместимое: христианскую, "всепрощающую" любовь к двум женщинам и попытка оправдать Парфена…
По словам режиссера, главная тема - несоответствие человека той роли, которую ему приписывают, - и эта линия выдержана во всех образах. В спектакле всего четыре актера, от густонаселенного романа на сцене остаются только сам Мышкин, которому предписан образ блаженного и юродивого, Настасья - если верить петербургским слухам, истеричная роковая женщина, Парфен - "русский мужик", обязательно с бородой, и Аглая - "девка злая, самовольная, избалованная".
Спектакль начинается в квартире Рогожина, в ночь после убийства. Режиссер предлагает пуститься в путешествие по воспоминаниям, ради которых он пересобирает отрывки романа: как молодой князь едет из Швейцарии в Петербург, как в поездке знакомится с Рогожиным…
Роль Настасьи Филипповны исполняет Аня Чиповская. Актриса признается: сложно передать на сцене очарование женщины, в которую влюбляются не просто с первого взгляда, а по портрету… И не упрекнуть ее Настасью в потусторонней истовости, страстности, в замученности внутренними противоречиями - слишком она нежная, слишком обиженная на свою жизнь и на ту роль, которая ей предписана обществом… А еще она, то есть Настасья, ничего не боится: ни Тоцкого с его "сладострастными" условиями, ни сумасшедшего, неконтролирующего свою агрессию Парфена…
Про Мышкина писали, что он обладает особым даром - общение с ним позволяет человеку заглянуть внутрь себя. Во взаимодействиях с Настасьей этот талант героя проявляется в полной мере: правда, тот свет, что в Настасье видит Мышкин, она предпочитает называть "идеалом", и лихо открещивается от этого образа, убегая от Мышкина вместе с Рогожиным.
Парфена играет Данил Стеклов. И этот Рогожин - хаотичный и непредсказуемый, мастер мгновенных перевоплощений. Такой и сам не понимает, что у него на сердце происходит… В самом первом своем появлении - сразу после убийства Настасьи, пока Мышкин лежит в припадке, Рогожин воспроизводит встречу в поезде и говорит за всех: и за князя, и за себя, и за отставного чиновника Лебедева - для каждого из участников беседы находит свою интонацию.
Настасья его называет "русским мужиком", - но в спектакле нет места стереотипам. Он по-своему романтичен: то в обморок упадет от поцелуя, то станцует под цоевское "Когда твоя девушка больна" и рассыплет по дому красные розы, то затеет ремонт ради любимой… А то вместо ножа для бумаги и садового ножа возьмет мачете. До самого финала они с Настасьей представляют на удивление органичный дуэт - особенно когда вместе наблюдают за Мышкиным, когда сбегают от него по лестнице или принимают его в своем доме.
Внутреннее преображение во многом дано через внешнее: сначала Парфен - в своих гимназистских очках и мундирчике, потом - все в тех же очках и майке-алкоголичке… В сцене убийства, которая закольцовывает спектакль, он надевает фальшивую бороду и выдает последнее, отчаянное представление, которого от него ждут.
В роли Аглаи - Полина Романова. Все почему-то привыкли видеть Аглаю либо избалованным ребенком, либо эдакой гордячкой-идеалисткой, в чем-то - проповедницей. В героине Полины Романовой много детской насмешливости, наивности, непосредственности, которые иногда делают ее жестокой. Пика эти качества достигают, когда она прощается с Мышкиным - дурачится на сцене, придумывает диковатые, но искренние шутки вроде "Аглаю засыпает снегом, и она исчезает!", "Аглая становится деревом!", "Аглая бросается под поезд!".
"Идиоты" предлагают нам модель мира с трогательными, живыми, совсем неожиданными для персонажей "просветами", которые работают на их очеловечивание. В этой работе очень много внутреннего милосердия и сострадания к героям, которое возвышает их, ставит меж собою в единый ряд. Как известно, в романе "Идиот" два вида любви: одна - "мышкинская", беззаветная и широкая, от которой на душе становится тепло, другая - "рогожинская", страстная и собственническая, которая в итоге порождает в человеке темное чувство. Спектакль Волкова предлагает не противопоставление двух видов любви, а показывает их как единый организм, в котором одно чувство без другого невозможно. Герои раскрывают мировоззрение друг друга через диалоги - и вместе с тем парадоксально не могут договориться, не могут услышать другого. Название во множественном числе - "Идиоты" - это попытка понять каждого из этих четырех и разглядеть в них внутренний свет, любовь друг к другу.
Ближайший показ спектакля "Идиоты" в МХТ им. Чехова 7 декабря.