"Бренд Gosha Rubchinskiy еще в 2018 году использовал 3D-моделирование для презентации коллекций, что было новаторством для российского рынка. А бренд Алены Ахмадуллиной (Alena Akhmadullina) внедряет цифровые инструменты для проектирования сложных кройных изделий, что отмечено в таких крупных изданиях, как Vogue Russia и Business of Fashion", - поделилась художник и дизайнер Мария Смирнова, основатель фешен-бренда INSHADE.
Раньше мода диктовалась небольшим кругом домов моды и редакторов глянца. Сейчас социальные сети и цифровые инструменты (доступные программы для дизайна) позволяют создавать новые тенденции и строить бренды. Микротренды, создаваемые пользователями, теперь имеют такую же силу, как и решения с подиумов.
"Технологии пока не убили моду, но уже очень трансформировали ее, дав начало новой парадигме. Вместо убийства они являются мощным инструментом демократизации, ускорения и устойчивого развития", - делится Бахтиер Кавраков, основатель марки BAKHTIER.
Технологии позволяют таким брендам-гигантам, как Zara и H&M, создать сверхбыстрые цепочки поставок (fast-fashion), что критикуется в контексте перепотребления. Но те же технологии теперь работают на "медленную" моду (slow-tech). 3D-проектирование, виртуальные примерки и продакшен по предзаказу (on-demand) позволяют брендам избегать перепроизводства и продолжать стабильно развиваться.
Российские дизайнеры активно следят за глобальными трендами и заимствуют наиболее успешные практики у коллег со всего мира, адаптируя их под локальный рынок. Во-первых, подход "Физцифра" (Phygital): создание цифрового двойника для физического продукта. Это может быть NFT, который покупатель получает вместе с курткой, или цифровой аватар для метавселенных. Бренд Dolce & Gabbana продавал коллекцию NFT за $5,7 млн. Gucci открывал виртуальные пространства в Roblox и Zepeto. Отечественный бренд "Восток-Запад" выпускал капсульную коллекцию с NFT, дающим доступ к эксклюзивному контенту и сообществу. Artemy Lebedev's STEM бренд экспериментировал с цифровыми активами для своих продуктов.
Во-вторых, CGI и гиперреалистичный визуальный контент: создание рекламных кампаний и образов полностью с помощью компьютерной графики, без дорогостоящих фотосессий. Бренд Carlings известен своими коллекциями digital-only. Prada и Burberry регулярно используют CGI в рекламе. Крупные российские бренды и ретейлеры все чаще заказывают CGI-рендеры для части своих товаров, особенно для базовых позиций. Это позволяет быстро менять фон, цвет модели и создавать контент под разные рекламные каналы. Эту тенденцию отмечают российские блоги о диджитал-маркетинге, такие как "Нетология" и Cossa.
Все чаще дизайнеры одежды применяют 3D-печать: моделирование, прототипирование, финальное изготовление или все одновременно. В обувной промышленности метод наиболее интегрирован во все стадии проектирования и производства. В швейной промышленности чаще используется для изготовления декора/аксессуаров.
В части проектирования одежды и обуви наиболее популярными являются Clo3D и Style3D. Обе программы имеют похожий интерфейс, который адаптирован для проектирования одежды, обуви и аксессуаров. Инструменты программ позволяют разрабатывать лекала, применять методы конструктивного моделирования деталей, проводить виртуальные примерки, разрабатывать виртуальный анимированный показ моделей и позволяют использовать разный ассортимент тканей и материалов.
Существенным этапом проектирования одежды и обуви является процесс художественного и инженерного конфекционирования материалов для швейных изделий. Этот этап требует еще значительного развития. Пока основной инструмент инновационных технологий в моде - это применение трехмерных программ для проведения виртуальной примерки разрабатываемых моделей и презентации изделий в виде анимированного цифрового показа.
В дальнейшем трехмерные программы для разработки коллекций будут применяться более широко, полагает Валерия Туханова, преподаватель НИУ ВШЭ, автор курса "Конструирование и технологии в моде" и руководитель фешен-мастерских. В частности, нейросетевые технологии для масштабирования процесса обработки изображений и видео высокого качества, а также внедрение технологий 3D-сканирования тела человека в быту для получения индивидуального цифрового аватара, который необходим для виртуальных примерок одежды.