23.11.2025 19:06
Власть

Верховный суд защитил клиентку банка от мошенников

Верховный суд защитил клиентку банка от мошенников
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №266 (9805)
Варианты обмана вкладчиков банка становятся все изощреннее. Гражданка была клиенткой крупного банка. Однажды ей позвонил человек, представившийся сотрудником банка, и спросил, оформляет ли она в данный момент кредит. Гражданка ответила, что нет. Тогда звонивший сказал, что оформление уже идет и для того, чтобы прервать процесс, ей надо сообщить банку два кода, которые он ей пришлет. Гражданка выполнила указания "клерка". А вскоре выяснилось, что банк, оказывается, заключил с ней договор страхования и одобрил кредит под большой процент. А затем эти деньги перевели на неизвестный счет в другом банке.
Читать на сайте RG.RU

Женщина написала заявление в полицию, и там возбудили дело. В банк она сообщила, что не заключала кредитный договор и не получала деньги. Ее претензию проигнорировали, и женщина пошла в суд, где просила признать недействительным кредитный договор. Банк же предоставил выписку по счету клиентки, из которой следовало, что деньги списали по ее распоряжению. И все три инстанции отказали в иске. Суды обратили внимание на то, что стороны должны соблюдать конфиденциальность в отношении СМС-кода.

Кроме того, в договоре указано, что за его сохранность отвечает клиент банка. А клиентка нарушила это условие, потому что по телефону передала код третьим лицам. В итоге суды не нашли оснований признать сделку недействительной. А гражданка отправилась в Верховный суд.

Верховный суд объяснил, как вернуть деньги, взятые в кредит по просьбе друга

Там она заявила, что СМС от банка были на латинице, условия договора ей не разъяснили. И теперь, несмотря на возбужденное уголовное дело, банк требует погасить долг по кредиту, который она не получала. Гражданка подробно рассказала о событиях в день якобы заключения договора. О том, что она ввела код, не вчитывалась в сообщение. Что потом ей снова позвонили и сказали, что сейчас придет еще одно СМС и нужно будет опять ввести код, чтобы подтвердить - она не собирается брать кредит.

ВС обратил внимание на протокол оформления кредитного договора. Там значится, что клиент подписал страховые документы с помощью отправленного на телефон пароля, а затем подписал все документы по кредиту тоже через код. "То есть, исходя из этого протокола, клиент всего лишь два раза набрал пароль. Каким образом проходило согласование индивидуальных условий договора? Где заявка на получение кредита и все остальное?" - поинтересовался судья ВС.

Выданный гражданке кредит в течение буквально нескольких минут был переведен в другой банк. Но в ВС подчеркнули, что перевод денег в другой банк - это совсем другая операция, она не кредитная

Также председательствующий спросил, почему СМС написали на латинице. Кроме того, судья поинтересовался, проверял ли банк принадлежность счета в другом банке, в который затем перевели деньги, его клиентке. Юрист банка ответила, что у них нет такой технической возможности. Но в ВС подчеркнули, что перевод денег в другой банк - это совсем другая операция и она не кредитная.

В результате ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Определение Верховного суда РФ N5-КГ22-121-К2

Верховный суд защитил клиента банка, на которого оформили кредит мошенники
Финансовое право Верховный суд