25.11.2025 18:35
Экономика

Эксперт Фролов: Идея отвязать цены на АЗС от инфляции здравая, но запоздалая

Розничным ценам на бензин хотят разрешить расти быстрее инфляции
Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №268 (9807)
Минэнерго согласно отказаться от попыток сдерживать розничные цены на бензин и дизель в рамках потребительской инфляции. Предложение привязать цены на АЗС к композитному индексу инфляции ведомство направило на согласование в Минэкономразвития, Минфин, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Российский топливный союз (РТС). Документ есть в распоряжении "РГ".
Предложенные меры не должны привести к существенному росту розничных цен на топливо. / Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Идея принадлежит РТС, в сентябре вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго ее проработать. В композитном индексе будут учитываться динамика минимальной и средней зарплаты, налоговая и кредитная нагрузка отрасли, увеличение тарифов ЖКХ и транспорта и рост стоимости обновления основных средств (модернизация, ремонты, кадровая ротация и прочее). Произведен ретроспективный расчет композитного индекса на 2025 год, он составил 14%. Потребительская инфляция, по данным Росстата, к 17 ноября достигла уровня 5,08%. Средние цены на бензин с начала года выросли на 11,8%, что вписывается в рамки композитного индекса, но уже сильно превышает уровень потребительской инфляции.

Сделан расчет на 2026 год. Композитный индекс составил 5,7%, при том что согласно прогнозу социально-экономического развития потребительская инфляция составит 4%.

Что это означает для людей? В этом году - ничего. Цены на АЗС и так уже обогнали инфляцию, и даже если в оставшееся время немного просядут, едва ли вернутся в ее рамки. А вот в следующем году, если предложение пройдет, розничные цены на бензин и дизельное топливо (ДТ) получат право подорожать без особого внимания со стороны ФАС почти в полтора раза сильнее, чем если останется ограничение в рамках потребительской инфляции. К примеру, если в Москве литр бензина АИ-92 будет в декабре стоить 62 рубля, то в следующем году его цена сможет без проблем вырасти до 65,5 рубля с ограничениями по композитному индексу и до 64,5 рубля - по потребительской инфляции.

Другое дело, что все эти индексы - только ориентиры. Законодательно ограничения роста розничных цен на топливо не закреплены. И пока существует рынок, закреплены быть не могут. Но превышение предельных значений активизирует проверки АЗС и нервирует как потребителей, так и отрасль. К тому же за последние 5 лет рост розничных цен на топливо не превысил (хотя бы ненамного) потребительскую инфляцию только в 2020 и 2022 годах. Превышена она, видимо, будет и в этом году. А это означает, что изначально была выбрана неправильная установка, которую стоит поменять.

Прошло исследование: эксперты сравнили надежность бензиновых и дизельных моторов

Момент обсудить изменения в настройках топливного рынка, наверное, был выбран не случайно. Сейчас на нем затишье, котировки бензина на бирже упали, а в рознице цены остановились и даже немного снизились в некоторых регионах. Дорожает только дизельное топливо (ДТ), но это, скорее, отыгрывается сезонный фактор - переход с летнего дизеля на зимний, - который в этом году в Центральной России затянулся. Страсти поутихли, а следующий рост цен начнется, вероятно, весной 2026 года. Есть время разрешить все разногласия и принять общее решение.

Большинство вопросов возникает к параметрам расчета композитного индекса инфляции. Наибольший вес (коэффициент 0,4) там имеют "повышение средней заработной платы (по данным Росстата) и рост минимального размера оплаты труда (МРОТ)". Рост налоговой нагрузки рассчитывается с коэффициентом 0,25, увеличение кредитной нагрузки - 0,02, повышение тарифов ЖКХ - 0,13, рост транспортных тарифов и производственные нужды - по 0,1. Параметры и коэффициенты приведены в документе по данным из письма РТС.

За последние пять лет рост розничных цен на топливо не превысил инфляцию только в 2020 и 2022 годах

Фактически получается, что в расчет возможного роста розничных цен на топливо главный вклад будет вносить зарплата. Чем больше получаем, тем дороже может стать бензин. Чем-то это напоминает ситуацию из старого советского фильма "Ищите женщину", когда работодатель повышает зарплату сотруднице с января и одновременно увеличивает ей плату за квартиру, поскольку дом принадлежит ему.

Как замечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, предложенные РТС критерии, например динамика заработных плат, нуждаются в аргументированном обосновании. В противном случае существует риск создания прецедента и для других отраслей, который будет дополнительно раскручивать маховик инфляции в экономике в целом.

Аналитик Кауфман объяснил, почему ДТ дорожает на фоне остановки цен на бензин

При этом он считает, что предложения РТС заслуживают развернутого обсуждения, поскольку как минимум обнажают чувствительные проблемы ценообразования на рынке нефтепродуктов. Судя по расчетам, представленным и РТС, и Минэнерго, применение композитного индекса не приведет к существенному росту розничных цен, но позволит всесторонне учитывать затраты компаний, владеющих АЗС.

В документе Минэнерго говорится, что текущие розничные цены не обеспечивают маржинальность реализации топлива на АЗС. По оценке РТС, в среднем валовая маржа розницы при покупке топлива в мелком опте в ноябре этого года составила минус 6,3 рубля за литр, с учетом затрат.

По словам гендиректора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, "инфляция минус" - привычная для отрасли формула, однако ее исполнение становится все менее достижимым на фоне расхождения динамики топливных и всех прочих цен. В следующем году эта разница может стать еще более высокой, с учетом торможения инфляции. Предложенный регуляторами индекс задает новые границы нормы. В этом же ряду - мораторий на отмену демпфера (субсидии нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок), который будет действовать до мая следующего года. Это, в свою очередь, создает риски роста биржевых цен, даже несмотря на их текущую стабилизацию. Поскольку бензин на бирже закупают трейдеры и крупнейшие из независимых сетей АЗС, рост биржевых цен будет транслироваться в розницу. Отсюда и желание регуляторов задать новый ориентир. Но важно помнить, что от смены термометра погода за окном не изменится.

По оценке Минэнерго, розничная торговля топливом на АЗС сейчас в среднем убыточна

По мнению управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, идеи Минэнерго и РТС - здравые, хоть и запоздалые (отвязка цен на АЗС от средней инфляции напрашивалась еще пару лет назад). Сегодня получается абсурдная ситуация: цены на бирже являются рыночными, отражают баланс спроса и предложения и реагируют на новостные поводы, а цены на АЗС, по сути, в ручном режиме при помощи ФАС удерживают в рамках инфляции. Это вдвойне абсурдно в этом году на фоне резкого роста акцизов топлива в начале года. Цены должны были вырасти сверх инфляции на 2,0-2,5 рубля за счет роста налоговой нагрузки. Такая ситуация привела к тому, что в этом году с начала лета торговля бензином зачастую имеет отрицательную маржу. При этом показатели рентабельности основного бизнеса на АЗС в этом году настолько плачевны, что стонут уже не только независимые (где наблюдается достаточно стабильный тренд на сокращение числа работающих заправок), но и АЗС больших нефтяных компаний. Конечно, де-факто предложение Минэнерго подтолкнет цены на АЗС вверх, но гораздо хуже, если продолжатся сокращение количества заправок и предложения топлива в рознице, полагает Фролов.

Как отмечает зампред Наблюдательного совета Ассоциации "Надежный партнер" , член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, предложенные меры - это очередная попытка что-то донастроить в ручном режиме. Пока у нас отсутствует адекватная топливная стратегия, не определено необходимое количество АЗС для страны, такая ситуация сохранится.

Поможет ли метанол увеличить выпуск бензина в России

По мнению Станкевича, если ретейл ставит вопрос о повышении рентабельности, то уместно рассмотреть варианты поддержки отдельных групп граждан, в зависимости от материального положения, или иные существенные условия, определяющие основания для получения льгот на покупку топлива. Тем более что такие примеры адресной поддержки мы видим в ЖКХ, электроэнергетике, при оказании транспортных и иных услуг.

Бензин Минэнерго