Присуждают премию гражданам и организациям, внесшим значительный вклад в развитие легкой промышленности, индустрии моды и дизайна на пространстве Содружества Независимых Государств. В этом году одним из первых лауреатов премии стал белорусский республиканский фестиваль - конкурс моды и фото "Мельница моды" - в номинации "За студенческий проект".
Тяжеловесы легпрома
Форум "Содружество моды", который в этом году прошел в Таврическом дворце уже в четвертый раз, собрал для обсуждения модных - читай, актуальных - вопросов настоящих "тяжеловесов": кроме дизайнеров - представителей органов власти, профильных ведомств, бизнеса в сфере легкой промышленности и сопутствующих индустрий, сферы образования.
"Востребованность форума растет с каждым годом, и площадка Таврического дворца становится маленькой, - отметила спикер Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко, которая вместе с коллегами из верхней палаты российского парламента принимала участие в форуме. - Поступило три тысячи заявок, собралось две тысячи участников из 32 государств. То есть мы уже вышли за рамки СНГ, вышли за рамки Евразии".
За четыре года работы форум стал авторитетной площадкой для взаимодействия в любых форматах. В этом году в рамках "Содружества моды" для бизнес-контактов была даже создана специальная биржа.
На биржу уже поступило 600 заявок, значительная часть которых завершилась подписанием конкретных соглашений. Например, белорусский концерн "Беллегпром" объявил о начале сотрудничества с Российским экспортным центром. Для легкой промышленности Беларуси это соглашение открывает новые пути, поскольку около 80% общего объема экспорта братской страны приходится на Россию.
"Наша основная цель - не только нарастить товарооборот между нашими странами, но и объединить усилия для укрепления конкурентных позиций на мировом рынке, - подчеркнула председатель концерна "Беллегпром" Надежда Лазаревич. - Мы ценим готовность РЭЦ к обмену информацией, содействию в поиске партнеров, организации деловых миссий. Это позволит нашим компаниям получить необходимую поддержку для преодоления текущих вызовов и обеспечит устойчивый рост экспорта за рубеж".
Что же будет носиться?
Деловая программа форума была организована по шести направлениям: "Экономика и инвестиции", "Красота и здоровье", "Производство", "Креативные индустрии", "Образование, кадры и профориентация", "Культура". Но поскольку традиционно сферой моды, дизайна и всего, что с этими направлениями связано, занимаются женщины, рядом с вопросами поддержки отрасли легкой промышленности, перспективами биржевой торговли шерстью и кадровым дефицитом обсуждался также вечный вопрос: что надеть? Особенно если, как говорится, "вешать некуда, а носить нечего".
"Я никогда не даю рекомендации на уровне трендов: носить короткое, длинное, еще что-то. Я указываю на настроение времени, и сегодня это "переформатирование" - и в социальном плане, и в психологическом, - отметила в беседе с "СОЮЗом" Влада Липская, председатель гильдии "Современная мода" Российского творческого союза работников культуры и президент международного фестиваля "Этномода-Смыслы". - На уровне одежды это приводит к неожиданным решениям: брошка не на том месте, где обычно, разного цвета рукава, отпечаток одной вещи на другой - как бы одвоение человека, его отпечаток на самом себе".
Суверенитет в моде
А Валентина Матвиенко на встрече с представителями отрасли легкой промышленности и креативных индустрий отметила, что в тренде - "модный суверенитет".
"Сейчас модно не подражать кому‑то, а создавать собственные, самобытные образы на основе традиционных канонов красоты, элементов национальных костюмов, нематериального культурного наследия", - сказала она.
И это блестяще подтвердили как выставка уникальных дизайнерских работ в Купольном зале, так и дефиле в Екатерининском зале Таврического дворца, которые завершали оба дня форума. Роскошные, футуристичные, богатые смыслами - из коллекций практически невозможно было выделить самые впечатляющие. Но особенно взгляды притягивали элементы традиционной культуры: невероятной сложности воротники и палантины из кружева, сплетенного на коклюшках, блеск узбекского шелка и мягкость бархата, ювелирные украшения. А белорусский бренд FASHION CENTRE в коллаборации с российской компанией "Торжокские золотошвеи" представил коллекцию на стыке драгоценного и повседневного. "Луч солнца золотого" - это традиционный белорусский лен и шитье золотыми нитями. Вместе они составили и потрясающие вечерние наряды, и изысканные, но удобные вещи в стиле кэжуал.
Вдохновляет край родной
Победители проекта "Мельница моды" - молодые дизайнеры из Беларуси - тоже вдохновлялись историей и ремеслами родного края. Представитель Белорусской государственной академии искусств Эм Мила показала коллекцию, в которой ключевым художественным элементом стала традиционная белорусская вытинанка - бумажные кружева, которые с 2024 года включены в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. А Светлана Ивашина посвятила коллекцию "Савицкие Мадонны" 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, вдохновившись образами портретов работы Михаила Савицкого - одного из самых известных художников Беларуси.
Витебская область Беларуси и российская Псковщина - добрые соседи, и прошедшие в Витебске 20-21 ноября Дни Псковской области в очередной раз подтвердили это.
Насыщенную программу мероприятий в Витебске открыл логистический форум "Товар + пункт назначения = экспорт". Участники международного научно-образовательного круглого стола обсудили вопросы сохранения исторической памяти и противодействия попыткам фальсификации истории. На различных площадках обсуждались темы молодежного и трансграничного взаимодействия, ряд других вопросов. Главным же событием официальной программы стало XI заседание Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Псковской области. Оно прошло под председательством заместителя Премьер-министра Беларуси Натальи Петкевич и губернатора российского региона Михаила Ведерникова.
Факты таковы: товарооборот между Псковской областью и Беларусью по итогам прошлого года составил около 10 млрд российских рублей (360 млн белорусских рублей). В первом полугодии 2025-го рост составил еще почти 14%. Хорошую отдачу приносит и кооперация в сфере промышленности и сельского хозяйства. Так, псковские аграрии за последние пять лет приобрели почти 100 единиц белорусской сельхозтехники. Развивается межрегиональное транспортное сообщение: в настоящее время из Псковщины ежедневно курсируют поезда в Витебск, Брест, Минск, Гомель, запущены приграничные маршруты.
- Предприятия Псковской области активно и успешно сотрудничают с белорусскими компаниями. Общая сумма контрактов за прошлый и этот год составляет около 2 млрд российских рублей, или 73 млн белорусских рублей, - отметил Михаил Ведерников. - Вместе с тем мы считаем, что пока охвачены не все перспективные сферы взаимодействия. В частности, это касается возможности участия белорусских организаций в конкурсах конкурентных процедур, которые проходят на территории нашего региона. Знаем и видим, что у белорусской стороны есть интерес к этому направлению, есть соответствующие компетенции.
В свою очередь Наталья Петкевич отметила, что псковитян могут заинтересовать белорусские скоростные лифты, новые виды сельхозтехники, электротранспорт. А если посмотреть за горизонт существующего взаимодействия, то можно найти новые точки соприкосновения:
- Это, в частности, развитие небольших хозяйств, бизнесов, производств, семейных или околосемейных. И на этом фоне развитие туристического потенциала.
Туризм - действительно одно из перспективных направлений. Об этом говорили в Витебске участники тематического круглого стола, инициированного Министерством туризма Псковской области. Шла речь о создании совместных экологических, историко-культурных, познавательных маршрутов. Планируется проработать вопрос разработки проекта и за средства Союзного государства. Возможно, это будет молодежный туризм, к нему вполне можно подключить активный и фестивальный. Ключевым итогом встречи стало подписание 13 двусторонних соглашений о сотрудничестве между туристскими информационными центрами Псковщины и Витебщины. Закрепить успех планируется на этой неделе в рамках онлайн-встречи представителей турбизнеса.
Подготовил Александр Нестеров