26.11.2025 16:00
Культура

В театрах столицы поставили спектакли, где ищут ответы на сложные вопросы

Пять фантастических премьер в московских театрах, которые нельзя пропустить
Текст:  Нина Дымченко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №269 (9808)
Театральная афиша этого сезона поражает разнообразием: Алексей Бородин выпускает "Игру интересов", Евгений Миронов играет в новом спектакле Валерия Фокина "Обыкновенная смерть", Константин Хабенский и Николай Цискаридзе блистают в "Кабале святош"... Объединяет эти спектакли одно - поиск ответов на сложные вопросы в фундаментальных текстах и сказочных сюжетах.
Знаменитая пьеса Михаила Булгакова "Кабала святош" сегодня снова актуальна. / Сергей Куксин/РГ
Читать на сайте RG.RU

"Кабала святош", МХТ им. Чехова

Режиссер Юрий Квятковский. Михаил Дегтярев сочинил инсценировку, основываясь на пьесе Булгакова, его биографии и "Театральном романе", - и, конечно же, захватил узнаваемые приметы нашей современности.

В роли Мольера - Константин Хабенский, короля Людовика, известнейшего покровителя балета, играет Николай Цискаридзе. Центральной темой спектакля становятся отношения художника и власти, центральной темой обсуждений в зале становятся... цены на билеты, которые к Новому году дошли до семидесяти тысяч. Тем не менее масштабное сочинение Юрия Квятковского точно стоит того, чтобы его увидеть - хотя бы с балкона.

Ближайшие даты: 26, 27 и 28 декабря.

Показ спектакля "Кабала святош" перед премьерой на Основной сцене МХТ имени Чехова

"Белый пароход", РАМТ

Режиссер Юрий Печенежский поставил спектакль по философской повести Чингиза Айтматова о семилетнем ребенке, который живет на берегу заповедного озера Иссык-Куль. Роль мальчика исполнил Данила Голофаст.

Маленький герой спасается от жестокости взрослого мира в мифах и сказках - например, он верит, что людей и маралов когда-то вскормила одна Мать-Олениха (Ольга Гришова), а еще мечтает, что когда-нибудь превратится в рыбу и догонит белый пароход, на котором матросом служит его отец. Мальчик острее взрослых чувствует: неправильно, когда от дяди Орозкула (Алексей Гладков/Виталий Тимашков) страдает тетка Бекей (Диана Морозова), неправильно, когда взрослые обижают воспитавшего его деда Момуна (Олег Зима)... Горький быт, переплетающийся с фантазиями героя и древними поверьями, у Юрия Печенежского становится частью поэтического мира.

Ближайшие даты: 28 ноября, 5, 18 и 26 декабря.

Опера Родиона Щедрина "Мертвые души" вернулась в Большой театр

"И я там был. Сказки Афанасьева", Театр Наций

Ученик Андрея Могучего, Арсений Мещеряков обратился к сборнику сказок Александра Афанасьева "Народные русские сказки". Среди более чем шестисот притч, преданий, сказок, которые фольклорист собирал в деревнях и архивах, режиссер выбрал девять историй, среди которых и "Терем мухи", и "Гуси-лебеди", и "Сестрица Аленушка, братец Иванушка", и "Колобок". Актеры играют в спектакле по несколько ролей. В этом лихом сказочном эксперименте участвуют Анна Галинова, Маргарита Якимова, Иван Злобин, Арсений Касперович, Григорий Артеменко и Илья Барабанов.

Тут акцент сделан на подлинный, неприукрашенный фольклор. Мещеряков, вслед за автором легендарного сборника, в сказках видит архетипические сюжеты. Александр Афанасьев прекрасно понимал, что люди, народ, находят в сказках не только развлечение, но и безопасный способ "прорепетировать" столкновение со смертью, предательством, жестокостью. Оттого в спектакле Мещерякова выбрана такая недетская, слегка пугающая интонация.

/ Пресс-служба Театра Наций

Хотя некоторая доля условности все-таки присутствует. Сами сказки разыгрывают в лаконичном пространстве, почти что без декораций. Лаконичную сценографию дополняют светом - для каждой истории он своего оттенка. Градус условности повышают и костюмы героев - с русскими сказками они имеют весьма условное сходство. С точки зрения оформления постановка отсылает нас и к спектаклям Андрея Могучего, и к легендарному спектаклю главного театрального сюрреалиста, режиссера Роберта Уилсона - "Сказки Пушкина", которые тоже покажут в Театре Наций ближе к Новому году.

Ближайшая дата: 23 декабря.

"Последние", театр "Шалом"

Худрук Олег Липовецкий представляет первую постановку по классической русской драматургии в театре "Шалом". Максим Горький изначально назвал пьесу "Последние" "Отец", замышляя ее как драматургическую пару к своему роману "Мать". И это, конечно, совсем не случайно: в центре внимания классика оказалась огромная семья, столкнувшаяся с частной семейной катастрофой: на отца семейства, взяточника Ивана Коломийцева, совершили покушение, потом - уволили со службы... Вместе с женой и пятерыми детьми (из которых три девочки - Вера, Надежда, Любовь) он переехал к брату Якову. И, столкнувшись нос к носу со своей семьей, выяснил, что его сыновья унаследовали от него не самые приятные черты - пристрастие к картам, любовь к вину... А дочери, не получившие отцовской любви, выросли озлобленными на мир.

В МХТ поставили спектакль "Идиоты" по Достоевскому

Единственное, что у него осталось, - это его дети и его жена. В этом доме есть две коалиции. Есть дети, которым было комфортно с тем папой, который воровал и приносил доход. Есть дети, которые начинают задавать вопросы. Есть жена, которая начинает задаваться вопросом: "Как я могла все это допустить?" - рассказывает исполнитель роли Ивана Коломийцева Дмитрий Цурский.

Ближайшие даты: 19 и 20 декабря.

"Три Поросенка. Ой". Театр на Таганке

Идейными вдохновительницами постановки стали Анна и Надежда Михалковы: они решили обратиться к наследию деда, Сергея Михалкова - именно он подарил советским ребятишкам всенародно любимую сказку о трех поросятах.

Спектакль "Три поросёнка. Ой" в Театре на Таганке

Спектакль начинается с чрезвычайной ситуации - выясняется, что трех поросят из спектакля уже проглотил серый волк. Волку с одной стороны очень неудобно перед детьми: получается, что он их подвел и лишил сказки! С другой - спектакль про трех поросят ему не понравился. Поэтому он решает импровизировать и создавать новый, хороший спектакль!

Автор постановки, театральный художник Мария Трегубова и режиссер Кирилл Вытоптов сочинили историю о волке и трех поросятах, которая перекликается и с размышлениями о закулисной жизни - о том, как из "ничего" рождаются спектакли, как в театре справляются с трудностями - словом, что делают, если все идет не по плану...

Ближайшие даты: 13 и 14 декабря.

Московские театры предлагают зрителям разнообразие "Щелкунчиков"
Драматический театр