26.11.2025 18:50
Экономика

Контролировать грузы в Евразийском союзе будут с помощью навигационных пломб

Текст:  Полина Кутепова
С февраля 2026 года в странах Евразийского экономического союза начнется обязательное отслеживание товаров с помощью навигационных пломб. Они представляют из себя электронные устройства, которые закрепляются на грузе и в режиме реального времени передают данные о его местоположении и состоянии для контроля целостности и отслеживания всего маршрута перемещения. Это станет практическим воплощением курса на цифровизацию таможенных процессов, который ЕАЭС проводит в рамках Декларации 2030-2045.
Читать на сайте RG.RU

Новая система затронет два направления. Первое - это товары под таможенным контролем, которые следуют через территории двух и более стран ЕАЭС. Второе - товары, перемещаемые во взаимной торговле между странами - членами союза. Это создаст "цифровой след" для большинства значимых грузов в рамках евразийского экономического пространства, отметили на панельной дискуссии "Будущее экономики" в рамках X Международного форума Финансового университета.

Этот шаг особенно важен на фоне растущей взаимной торговли внутри ЕАЭС, которая с 2020 по 2024 год выросла на 81%, рассказал министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Руслан Давыдов. Одновременно союз демонстрирует впечатляющий рост на 149% товарооборота со странами БРИКС.

Путин разрешил временный ввоз товаров из Киргизии и Казахстана без маркировки ЕАЭС

"Мы хотели бы, чтобы скорость этих преобразований и интеграции была выше, чтобы люди быстрее и полномасштабнее чувствовали изменения", - сказал директор Института мировой экономики и международных отношений университета Туран Республики Казахстан Акимжан Арупов.

Техническая реализация проекта уже ведется в рамках создания "Единой транзитной системы". Она предусматривает не только использование навигационных пломб, но и внедрение единой транзитной декларации, применение единой финансовой гарантии и взаимное признание решений таможенных органов разных стран.

Для участников внешнеэкономической деятельности это означает сокращение времени простоя грузов на границе, снижение административных барьеров и минимизацию рисков недоставки товаров, объяснил Давыдов. Одновременно таможенные органы получат инструменты для более эффективного контроля и противодействия нелегальному обороту.

Эксперт Фролов: Идея отвязать цены на АЗС от инфляции здравая, но запоздалая
Транспорт ВЭД Евразийский экономический союз (ЕАЭС)