Закон о защите прав потребителей гласит, что цена товара не может меняться в зависимости от способа оплаты. Однако уже немало маркетплейсов обзавелись собственными банками. Они предлагают скидки при оплате товаров картой именно своего банка. Развернувшаяся в последние дни дискуссия подается именно в контексте "скидок": якобы маркетплейсам не дают предоставлять клиентам скидки. Но это однозначно манипуляция, отмечает в своем Telegram-канале совладелец группы компаний DNS Дмитрий Алексеев.
"Зайдите на сайт маркетплейса и увидите карточки товаров с ценой. И это будет цена именно при оплате через дочерний банк, - пишет Алексеев. - Скидкой это было бы, если на витрине были цены без скидки, а потом вас ждал бы сюрприз за оплату через спецкарту. Так что никаких скидок: просто, если не платить через дочерний банк, то вас ждет неприятный финансовый сюрприз. Но, как обычно, маркетплейсы пользуются уловками, чтобы выдать это за скидку".
Выступая в конце октября на заседании экспертного совета по развитию платформенной экономики при комитете Госдумы, вице-президент Сбербанка Анна Попова заявила: "Это неправильно, когда цена платформы дифференцируется в зависимости от того, каким банком ты платишь. Это грубое вмешательство, грубое нарушение конкуренции со стороны платежных средств".
Она призвала в максимально короткие сроки принять решение об ограничении скидок со стороны платформ. По мнению Поповой, это позитивно повлияет на развитие конкуренции и баланса между продавцами, покупателями, клиентами и платформами.
Парадокс в том, что маркетплейсы работают в рамках правового поля, поскольку законы дают им возможность легально не платить налоги и процветать в "серой" зоне. Недавно глава Сбербанка Герман Греф заявил, что маркетплейсы фактически находятся вне налоговой конкуренции, а скидки на товары, которые они предоставляют, - "это за наш с вами счет". По его оценкам, объем недоплаченных маркетплейсами налогов по итогам 2025 года может составить 1,5 трлн рублей.
Спустя пару дней главы Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Т-банка и Совкомбанка написали письма в ЦБ, правительство, Госдуму, Совфед и администрацию президента. Суть в том, что связанные с маркетплейсами банки получили преференции по отношению к традиционному банкингу.
"В конфликте банковского сообщества с маркетплейсами выявились реальные недостатки, нуждающиеся в как можно более быстром исправлении, - говорит Михаил Делягин, зампред Комитета Госдумы по экономической политике. - Так, банки справедливо обратили внимание на то, что маркетплейсы иногда предоставляют клиентам скидки не только при использовании своих карт лояльности, что является общепринятой практикой, но и при оплате с карт своих банков. А вот это уже предоставление неоправданного преимущества, грубое нарушение норм конкуренции и потому совершенно неприемлемо. Это дискриминирует не только остальные банки, но и их клиентов, которые не хотят переводить свои средства на счета в банках маркетплейсов".
На заседании Госдумы по основным направлениям денежно-кредитной политики на 2026-2028 годы Эльвира Набиуллина назвала скидки, которые маркетплейсы дают при оплате карточками своих банков, скрытой формой конкурентной борьбы.
"Потому что банки, которые продают свои финансовые услуги на платформе, не могут предоставить возможность платить карточками другого банка и указать другую цену, а платформы могут. Это не совсем справедливая конкуренция", - объяснила она.
Сооснователь Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых призвал не верить "паникерам", которые грозят подорожанием товаров на треть, если маркетплейсам запретят скидки при оплате через "карманный банк".
"Запретить скидки при оплате через "карманные банки" маркетплейсов - дело нужное и важное, - заявил прессе Алексей Молодых. - Эти дополнительные дисконты сокращают конкуренцию между продавцами, а покупателям приходится заводить себе дополнительные карты, которые они используют только для оплаты покупок в единственном месте".
Своими действиями маркетплейсы повышают расходы селлеров, тем самым накручивая конечные цены, добавляет он. И собственный банк, как правило убыточный, тоже живет за счет сборов, за которые в конце концов приходится заплатить покупателям.
"Весьма странно, что на подобные нарушения приходится обращать внимание банкам, а не антимонопольной службе, прямой обязанностью которой как раз и является устранение подобных злоупотреблений монопольным положением", - добавляет Михаил Делягин.
Экономист, директор Института нового общества Василий Колташов подчеркивает, что маркетплейсы в России все активнее предоставляют клиентам скидки по картам своих банков. То есть побуждают людей оформлять "свои" карты и тратить деньги только с них.
"Это, по сути, дискриминирует тех покупателей, которые хотят оплачивать покупки картами своих, например зарплатных, банков, - считает Василий Колташов. - Они оказываются в невыгодном положении по воле маркетплейсов. Переходя на карты маркетплейсов, люди утрачивают возможность заработать бонусы и получить льготные кредиты, скидки на сервисы и т.д. от своих банков - от разветвленной сети, которая была и остается для них привлекательной".
Для клиентов возникают и другие риски, связанные, например, с мошенничеством. В России в обращении находится около 350 млн банковских карт. Среднее количество карт на человека - 2,4, однако у кого-то может быть на руках по 10 и более карт. Между тем, по статистике Банка России, за 2024 год количество операций, связанных с мошенничеством, увеличилось на 12%. И особенно активно аферисты используют "серые" карты, оформленные на подставных лиц.
По данным Сбербанка, в 2024 году мошенники похитили у россиян рекордные 27,5 млрд рублей с банковских счетов - на 74,4% больше, чем в 2023 году. Основной объем средств (26,9 млрд рублей) был украден у физлиц, а аферисты все активнее используют схему с кражей денег через взломанные аккаунты маркетплейсов.
К тому же банки маркетплейсов держатся только на одном ресурсе - самом маркетплейсе. И в случае кризиса у них может не хватить ресурсов поддержать свой банк. Это выльется в цепную реакцию - остановку расчетов и поставок для тысяч бизнесов, что может спровоцировать общерыночный шок.
"Банки не против скидок на маркетплейсах и не выступают против маркетплейсов как таковых. Они хотят лишь обеспечить клиентам всех банков одинаковые условия. Это справедливое требование. По всей видимости, пришло время интегрировать маркетплейсы в некую единую систему платежей, заодно всем прописав общие правила", - резюмирует Василий Колташов.