26.11.2025 16:36
В мире

Объем покупок в интернете на союзном рынке достиг 5,3 трлн рублей

Текст:  Евгений Владимиров (soyuzbr@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №44 (1200)
Объем покупок в интернете только за первое полугодие 2025 года на союзном рынке достиг 5,3 трлн российских рублей, и 97% из этой суммы приходится на отечественные интернет-магазины и платформы. Об этом рассказали "СОЮЗу" в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). За растущий сегмент торговли теперь разворачивается борьба между банками и маркетплейсами. Банки пытаются ограничить возможность маркетплейсов устанавливать скидки на товары, в зависимости от способа оплаты, маркетплейсы сопротивляются и указывают на банки, которые запрещают оплачивать товары картами других банков.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Все становится сложнее

За десять лет, говорят в АКИТ, аудитория e-cоmmerce выросла с 35 до 80 млн покупателей. Если в 2015 году больше 30% от всей суммы покупок в интернете приходилось на зарубежные интернет-площадки, то теперь лишь 3%.

В интернет-торговле произошли и качественные изменения. "Ретейлеры "научились" продавать дистанционно самые сложные категории товаров. В помощь покупателям сегодня подробные описания и характеристики продукции, консультации продавцов, 3D-примерочные и моделирование, предложения дополнительных услуг сборки или установки, если речь идет о таких крупногабаритных покупках, как мебель и бытовая техника. Покупатель сегодня может выбрать не только место доставки, но также способ, точные дату и время", - поясняет президентАКИТ Артем Соколов.

Георгий Бовт: Война банков и маркетплейсов касается десятков миллионов россиян

Подогнали еще автомобили

Покупать в интернет-магазинах теперь начали дорогостоящие вещи. С этим связан рост среднего чека и в целом рост объемов торговли. "Мы фиксируем увеличение продаж товаров ценовой категории свыше 15 тысяч рублей. В топе дорогостоящих покупок - игровые консоли, стиральные машины и смартфоны", - рассказывают в пресс-службе Ozon. А вот спрос на продукцию более низких ценовых сегментов увеличивается немного медленнее.

Смещение в сторону более сложных и часто более дорогих и крупногабаритных товаров отмечают и в Wildberries. Пользователи привыкают покупать онлайн те категории товаров, которые раньше выбирали в основном офлайн, говорят представители интернет-торговли. Абсолютным лидером по темпам роста они признают крупную бытовую технику. Через маркетплейсы теперь покупают даже автомобили, отмечают в Ozon. Самой дорогой покупкой стал, например, Range Rover P530 Autobiography за 22 млн руб. Неудивительно, что ассортимент новых авто за шесть месяцев на маркетплейсе вырос в 4,5 раза год к году.

/ Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Евгений Гайва

В Беларуси - садоводство, а в России - продукты

Фактически у России и Беларуси сложился единый рынок интернет-торговли, существенных различий между покупками граждан двух стран специалисты не отмечают. Заметно только, что в Беларуси самые высокие темпы роста среди наиболее популярных категорий показывают такие категории, как "Все для садоводства", "Бытовая техника" и "Товары для животных", а в России самыми быстрорастущими, помимо товаров для сада и бытовой техники, стали продукты, отмечают в Wildberries.

Безруков потребовал компенсации от бизнесвумен, торгующей масками с его лицом

Покупатель выиграет?

Получать свою долю прибыли за счет роста онлайн-торговли хотят и банки. Вот только маркетплейсы дают покупателям скидки, если те оплачивают покупки с помощью платежных сервисов самих маркетплейсов. Банки, естественно, недовольны. Накануне за них вступился Центробанк России, попросив Минэкономразвития РФ ограничить возможность маркетплейсов устанавливать скидки на товары. В ответ объединения предпринимателей обратились к самому ЦБ с просьбой не запрещать им устанавливать скидки на маркеплейсах.

Московское общество защиты потребителей пошло далше и пожаловалось в Генпрокуратуру России на несколько банков, которые запрещают на своих торговых площадках расплачиваться картами МИР других банков.

Пока дискуссия в разгаре. Представители онлайн-торговли говорят, что ограничения приведут к росту цен.

Беларусь Товары и цены