Все становится сложнее
За десять лет, говорят в АКИТ, аудитория e-cоmmerce выросла с 35 до 80 млн покупателей. Если в 2015 году больше 30% от всей суммы покупок в интернете приходилось на зарубежные интернет-площадки, то теперь лишь 3%.
В интернет-торговле произошли и качественные изменения. "Ретейлеры "научились" продавать дистанционно самые сложные категории товаров. В помощь покупателям сегодня подробные описания и характеристики продукции, консультации продавцов, 3D-примерочные и моделирование, предложения дополнительных услуг сборки или установки, если речь идет о таких крупногабаритных покупках, как мебель и бытовая техника. Покупатель сегодня может выбрать не только место доставки, но также способ, точные дату и время", - поясняет президентАКИТ Артем Соколов.
Подогнали еще автомобили
Покупать в интернет-магазинах теперь начали дорогостоящие вещи. С этим связан рост среднего чека и в целом рост объемов торговли. "Мы фиксируем увеличение продаж товаров ценовой категории свыше 15 тысяч рублей. В топе дорогостоящих покупок - игровые консоли, стиральные машины и смартфоны", - рассказывают в пресс-службе Ozon. А вот спрос на продукцию более низких ценовых сегментов увеличивается немного медленнее.
Смещение в сторону более сложных и часто более дорогих и крупногабаритных товаров отмечают и в Wildberries. Пользователи привыкают покупать онлайн те категории товаров, которые раньше выбирали в основном офлайн, говорят представители интернет-торговли. Абсолютным лидером по темпам роста они признают крупную бытовую технику. Через маркетплейсы теперь покупают даже автомобили, отмечают в Ozon. Самой дорогой покупкой стал, например, Range Rover P530 Autobiography за 22 млн руб. Неудивительно, что ассортимент новых авто за шесть месяцев на маркетплейсе вырос в 4,5 раза год к году.
В Беларуси - садоводство, а в России - продукты
Фактически у России и Беларуси сложился единый рынок интернет-торговли, существенных различий между покупками граждан двух стран специалисты не отмечают. Заметно только, что в Беларуси самые высокие темпы роста среди наиболее популярных категорий показывают такие категории, как "Все для садоводства", "Бытовая техника" и "Товары для животных", а в России самыми быстрорастущими, помимо товаров для сада и бытовой техники, стали продукты, отмечают в Wildberries.
Покупатель выиграет?
Получать свою долю прибыли за счет роста онлайн-торговли хотят и банки. Вот только маркетплейсы дают покупателям скидки, если те оплачивают покупки с помощью платежных сервисов самих маркетплейсов. Банки, естественно, недовольны. Накануне за них вступился Центробанк России, попросив Минэкономразвития РФ ограничить возможность маркетплейсов устанавливать скидки на товары. В ответ объединения предпринимателей обратились к самому ЦБ с просьбой не запрещать им устанавливать скидки на маркеплейсах.
Московское общество защиты потребителей пошло далше и пожаловалось в Генпрокуратуру России на несколько банков, которые запрещают на своих торговых площадках расплачиваться картами МИР других банков.
Пока дискуссия в разгаре. Представители онлайн-торговли говорят, что ограничения приведут к росту цен.