О различиях в законодательстве в "СОЮЗ" написали читатели. "Мы отправили обращение к главам Союзного государства и профильных министерств Российской Федерации и Республики Беларусь с просьбой рассмотреть возможности установления общего законодательства в культурной и туристической интеграции, особенно применительно к частным музеям", - рассказали владельцы одного из таких музеев в Витебске. Там побывал наш корреспондент.
"Студию советского мопеда Владимира Гордеева" найти не так-то просто. Музей затерялся в бесчисленных коридорах административного здания прежнего витебского завода "Эвистор" на окраине Витебска. Кругом и впрямь всё заводское - невзрачное. Сложно найти даже вход, а дальше - полутемные лестницы, коридоры с нескончаемыми дверьми... И всё же стоит пройти этот квест. Коллекция, собранная Гордеевым, равно как и "Студия советской игрушки", которой уже долгое время занимается жена Владимира - Светлана, могут посоперничать не только с витебскими музеями, но и музеями Республики.
Первое ощущение, которое появляется, когда попадаешь в небольшой музейный зал, заставленный по стенам витринами с разнообразными детскими игрушками и отцентрованный экспозицией мопедов, - давно забытое чувство искренней детской радости. Перед тобой живыми встают образы из прошлого - первый, самый верный, друг - плюшевый мишка, автомат "Зарница", подаренный родителями на день рождения, настольный баскетбол "как у Лешки из соседнего подъезда" и, конечно же, мопед - первый взрослый транспорт - гордость каждого мальчишки.
Владимир Гордеев собирает свою коллекцию мопедов с начала 2000-х годов, но при этом коллекционером себя не считает.
- Коллекция - это то, что человек собирает для себя, чтобы удовлетворить собственные амбиции, - говорит Владимир. - У меня изначально задача стояла другая - сохранить, передать следующим поколениям память в предметах, а не в фотоснимках.
История супругов Гордеевых говорит сама за себя - об амбициях речь не идет. Более десяти лет назад семья москвичей, с двумя детьми, перебралась в белорусский Витебск. В городе над Западной Двиной у Владимира и Светланы не только родились еще двое детей, но и появилось дело жизни - свой собственный музей. По крайней мере, так им виделось изначально.
Об идее появления первой экспозиции, расположившейся в простом деревянном доме в деревне Ерёмино под Витебском, Владимир вспоминает: "Я знал людей, у которых сотни мопедов. Но это была либо часть большого собрания техники - где есть все, от самолетов до мопедов, либо ангар, куда приводят только "своих". А чисто мопедного музея для "всех" нет нигде в СНГ. И я решил, что в Витебске будет первый".
Через какое-то время стало понятно, что для более эффективного функционирования музея необходимо перебираться в Витебск. Но вскоре выяснилось, что в белорусском законодательстве нет юридического понятия "частный музей". Владелец коллекции, который хочет выставить ее на обозрение публики, не имеет права использовать в названии выставки слово "музей", при этом есть существенные ограничения по рекламе. Удручала также непомерно высокая арендная плата за помещение.
- Выставлял технику на чужих площадках в разных зданиях. Но музею никто не делает скидок на аренду. Я платил за нее столько же, сколько, допустим, стоматология, у которой доходы гораздо выше, - с горькой улыбкой рассказывает Владимир. - Пытался заинтересовать своей идеей государственные и коммерческие структуры. Но не получалось. Так я открывался-закрывался раз пять или шесть.
Почти через десять лет Гордеевы пошли на решительный шаг - взяли кредит и в рассрочку купили помещение в 200 "квадратов" пустующих заводских помещений. Помимо этого, Владимиру пришлось оформить на себя индивидуальное предпринимательство редчайшей в этом направлении сфере - "музейное дело".
О сумме кредита Владимир прямо не говорит, лишь смеется, что помещение, требующее далеко не только "косметического" ремонта, обошлось ему дороже, чем вся его внушительная коллекция. А погашать кредит многодетной семье придется еще очень долгое время...
Музей притягивает людей даже без рекламы, в этом легко убедиться на месте. Люди, практически случайно зашедшие в музей, намеревавшиеся провести в нем не более 20 минут, провели на 80 квадратных метрах, где сегодня выставлена часть предметов коллекции (остальные помещения еще ожидают ремонта), более трех часов. Вспоминали свое детство, делились самыми теплыми воспоминаниями о нем со своими детьми.
На туристической карте гостей музея Гордеевых сотни российских и белорусских городов, страны восточной и западной Европы, Африки, Азии, двух Америк. И, как видится, это нормально. Просто здесь с первого слова становится понятно, что тебе рады и тебя ждут. Между прочим, выходной в музее всего один - на Новый год, остальное время Владимир и Светлана на работе.
Сегодня Витебск, как и вся страна, находится в состоянии, когда прежние маленькие магазины собираются на огромных площадях торговых центров, оставляя после себя пустые помещения в разных частях города. Любой витебчанин с легкостью назовет вам три-четыре адреса "бывшего мебельного" или "прежнего хозяйственного". Если бы город предложил эти помещения витебским коллекционерам, которых, к слову сказать, немало, если бы поставил приемлемые условия аренды (да хоть и в одну базовую величину для начала) с правом дальнейшего выкупа помещения и запретом на смену деятельности и перепродажу помещения под иные, нежели музейные, нужды - в городе начался бы настоящий "музейный бум", как тот, что в ХХ веке, не только навсегда изменил историю искусства и музейного дела Европы, но и сыграл огромную роль в становлении музеев полноправными участниками экономической жизни государств. И это была бы уже совсем иная история...