"Люди сегодня экономят деньги и поэтому уходят из ресторанов в фастфуд, где средний чек варьируется в районе 1 тысячи рублей. Или смотрят в сторону ретейла, который все больше осваивает торговлю готовой едой", - констатировал председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. По его словам, в 2024 году выручка торговых сетей от реализации готовых блюд составила 1 триллион рублей, в 2025-м по прогнозу увеличится до 1,5 триллиона. Еще лет пять назад у людей было два повода для визита в ресторан: отметить какое-то событие и просто перекусить: "Сейчас второго повода нет. В этом мы видим большую проблему".
Вместе с тем государство явно не душит предпринимателей, которые занимаются ресторанным бизнесом. В разгар пандемии на федеральном уровне им сделали нулевой НДС, а в этом году расширили категорию тех, кто попадает под эту льготу - теперь на нее могут претендовать заведения с оборотом до трех миллионов рублей, а не до двух, как ранее. Много у Москвы и своих программ поддержки рестораторов, о которых, кстати, не все предприниматели знают. "Поднимите руки те, у кого уже есть свои рестораны", - попросил Миронов. Зал ощетинился десятками рук. "А теперь - те, кто пользуется городскими программами поддержки ресторанного бизнеса", - прозвучала следующая просьба. Руки подняли двое.
Ликвидировать пробелы в знаниях рестораторов взялся заместитель гендиректора ГБУ "Малый бизнес Москвы" Дмитрий Герасимов. Он рассказал, что работа городских властей в этой сфере строится в трех направлениях: консалтинг, обучение, сервисы. "Мы поможем просчитать все риски, обучим основам ведения ресторанного бизнеса и потом, когда заведение уже начнет работать, готовы оказать консультативную помощь по любым вопросам", - подчеркнул Герасимов. Точнее, по 360 блокам вопросов, которые могут возникнуть как у начинающих, так и у опытных рестораторов. "У нас на портале размещено 35 онлайн-сервисов для решения различных бизнес-задач. Предпочитаете очные консультации? И это не проблема. В любом городском МФЦ есть наши окошки", - утверждает чиновник.
Коснулся Герасимов и ситуативной помощи рестораторам. Например, мало кто из них знает, что важно оформление витрин. По статистике, до 20% гостей, пришедших в ресторан впервые, делают выбор спонтанно - глядя на фасад здания. Можно потратить до 1,5 миллиона рублей на "вкусное" оформление, а потом получить эти деньги от города обратно. Или вот впереди зима с рождественскими и новогодними каникулами. К услугам предпринимателей - зимние ярмарки с возможностью выставить промо-точку с ресторанной едой - ведь приедет много туристов. А в рамках проекта "Зима в Москве" на "Яндекс Картах" рестораторам помогут выставить интерактивную метку, чтобы заведение всплывало сразу же при загрузке карт. Эту функцию очень ценят те, кто приезжает в столицу впервые и теряется от изобилия заведений общепита.
"Москва вкусная. И мы делаем все, чтобы в городе можно было найти любую кухню в любом ценовом сегменте", - резюмировал Дмитрий Герасимов.