26.11.2025 09:00
Общество

Статья "РГ" о родительском прессинге в спортшколах вызвала большой резонанс

Статья "РГ" о родительском прессинге в спортшколах вызвала большой резонанс
Текст:  Сергей Зюзин
Российская газета - Неделя - Сибирь: №269 (9808)
"Спасибо "Российской газете" за то, что подняла такую тему. Я эту статью разослал нашему тренерскому составу с тем, чтобы они ознакомили с ней родителей наших детей. После этого родители стали меньше жаловаться", - сообщил директор СШОР по футболу имени Алексея Смертина Евгений Татаринцев на круглом столе "Родители и спортшкола", который прошел в Краевом училище олимпийского резерва. Евгений Михайлович был далеко не единственным, кто поблагодарил нашу газету за актуальную публикацию.
Детскому тренеру нельзя быть диктатором, нужно уметь договариваться с детьми и родителями / СШ "Темп"
Читать на сайте RG.RU

В двухчасовом, очень заинтересованном обсуждении публикации "Почему родители включают прессинг" участвовали руководители и тренеры-преподаватели краевых спортшкол, юристы, спортивный психолог, родители юных спортсменов, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае, глава исполнительного комитета ОНФ в Алтайском крае и представитель регионального минспорта.

- В нашей школе насчитывается одиннадцать отделений, и практически в каждом из них случаются конфликтные ситуации, - говорит директор краевой СШОР Сергей Волков. - В советские времена совещания по такой проблеме, как конфликты между тренерским составом и родителями, не могло быть в принципе. Тогда тренеры, как и все педагогическое сообщество, были юридически защищены. Сейчас иная ситуация. И если кто-либо из родителей решил загнобить тренера, он тут же обращается в прокуратуру, в различные министерства и ведомства, шлет письма в Москву. И начинаются бесконечные запросы, проверки.

Для сведения: подготовка детей в спортивных школах осуществляется в рамках образовательной деятельности. Поэтому руководство школ оказывается между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, надо обеспечивать достойные спортивные результаты, а с другой, предоставлять образовательные услуги (в равной степени!) каждому ребенку. Но по объективным причинам эти векторы могут не совпадать.

- Нужна ли такая модель, при которой тренеры превратились из бенефициаров в заложники, попав под давление родителей? Под такое же давление, пусть опосредованное, попадает и руководящий состав, - поставил вопрос ребром ведущий круглого стола Иван Самсонов, замдиректора ЦСП Алтайского края, кандидат педагогических наук.

С какими трудностями сталкиваются тренеры спортшкол в Сибири

Подобный прессинг пережил Сергей Штин, один из лучших тренеров СШОР по баскетболу "АлтайБаскет". Одной из мам не понравилось, как Сергей Михайлович общается с ее ребенком, и она написала письмо к руководству спортшколы, заручившись поддержкой еще двух родителей: уберите Штина с этой возрастной группы. И никто из "подписантов" напрямую не пообщался с тренером. Руководство "АлтайБаскета", изучив ситуацию, встало на защиту подчиненного - и тогда жалобы полетели во все инстанции. Тренера удалось отстоять, но конфликт показал: тренеры не защищены правовыми нормами в федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации". Та история добавила Сергею Штину седых волос.

Что характерно: родители, активно занимавшиеся спортом в детстве и молодости, в тренерскую работу не лезут. Мнение этой части родителей высказал отец ребенка, тренирующегося в одной из ДЮСШ по футболу.

- Родители не должны вмешиваться в тренерскую кухню, но тренер должен общаться с ними как индивидуально, так и на общих собраниях, доходчиво разъяснять свои принципы и методы работы, - считает Андрей Михайлин, футбольный судья в любительском чемпионате Барнаула.

Однако далеко не все папы и мамы имеют спортивное прошлое.

Психолог перечислила признаки того, что школьник стал жертвой буллинга

- Родительский прессинг - проблема ярко выраженная, - отмечает спортивный психолог Александра Сазонова. - Тревожность родителей понятна, ведь, как правило, их не допускают в тренировочный процесс, что, я считаю, правильно. Поэтому необходимо, чтобы тренеры давали обратную связь. Очень важны родительские собрания, где тренер все разъясняет мамам и папам, многие из которых просто не понимают специфику тренировочного процесса. При этом приоритеты части родителей меняются с течением времени: они приводят детей в спортшколы "для здоровья", "чтобы мог за себя постоять", "чтобы отвлекся от компьютера", но потом аппетиты растут, и им уже хочется, чтобы ребенок достиг больших высот.

Вдвойне сложно порой приходится тренерам, работающим с девочками. Здесь со стороны родителей исходит особо пристальное внимание к любому действию и даже слову наставников. Тем не менее формула успешного взаимодействия с такими родителями проста, считает Оксана Жбанникова, тренер-преподаватель СШОР по футболу А. Смертина:

- Плохих детей не бывает - есть невнимательные взрослые. Детскому тренеру нельзя быть диктатором: как я сказал, так и должны делать. Нужно уметь договариваться с детьми и родителями, получать от них обратную связь. Я работаю не только с футбольными командами девчонок, в какой-то момент пришлось тренировать свою дочь. Однажды я не пустила ее на сборы сборной России до пятнадцати лет, отправила другую девочку. Дома пришлось дочке подробно объяснять свое решение. Она поехала на сборы только через год, когда это заслужила. Когда у нас возникают сложные вопросы, требующие отдельного обсуждения, они выносятся на родительский комитет. Если мы будем решать эти вопросы совместно, дети не будут заложниками спорных ситуаций.

Оксана Николаевна поделилась и опытом взаимодействия с мамами юных футболисток: "Мы создали "Лигу мам". Днем у меня девочка тренируется, а вечером - ее мама, и она начинает потихоньку разбираться в футболе и в логике учебно-тренировочного процесса".

Сегодняшние реалии таковы, что тренерам, особенно возрастным, нужно помнить: дети уже не те, что прежде, и некоторые методы, которые успешно работали раньше, сегодня неприемлемы. Психолог Александра Сазонова вспомнила случай, когда ребенок в ответ на критику тренера заявил: "Вы не имеете права на меня кричать, иначе я вызову полицию".

- Проблема взаимоотношений родителей и тренеров будет обостряться еще больше, - прогнозирует Лариса Казанцева, директор СШОР по волейболу "Заря Алтая". - Администрации школ и тренеры в правовом смысле вообще не защищены от радикально настроенных родителей. Был случай, когда я целый год вела переписку с прокуратурами разного уровня - от районной до Генеральной. Мы везде доказали правоту тренера, ни один факт, из тех, что были в жалобах, не подтвердился, но в итоге администрацию все равно наказали - надо же было надзорным органам как-то отреагировать. А родителям все сошло с рук, они не несут никакой ответственности за свои кляузы. На мой взгляд, это неправильно, когда прокуратура пытается разобраться, верно или нет выстроен учебно-методический процесс. Ведь у школы есть лицензия, у тренера есть лицензия и заслуги, а нашу деятельность оценивают люди - при всем уважении! - объективно далекие от спорта.

Психолог Галиева: В борьбе со школьным буллингом главная роль у родителей

При этом, отметил Владислав Родькин, директор СШ по хоккею "Алтай", если краевые и муниципальные спортшколы находятся под неусыпным контролем разных инстанций, то частные спортивные клубы никто не проверяет, и "это ненормально".

Подводя итоги, участники круглого стола сошлись в том, что конфликтов станет меньше при условии регулярных контактов руководства спортшкол и тренерского состава с родителями юных спортсменов. Также назрела необходимость разработки локальных нормативных актов, регламентирующих права и обязанности занимающихся спортом детей и их родителей.

Кстати

Бывает, когда родители сразу обращаются в самые высокие инстанции.

- Одна родительница написала жалобу президенту РФ, - вспоминает Евгений Татаринцев. Письмо, естественно, в скором времени вернулось к нам. Встретились мы в моем кабинете. Говорю: "Мы с вами знакомы не первый год, всегда находили общий язык, могли бы просто зайти и быстро решить вопрос, он же выеденного яйца не стоит". Знаете, что я услышал в ответ? "Застеснялась..."

А директор СШ по художественной гимнастике "Жемчужина Алтая" Андрей Пудовкин рассказал не менее анекдотичный эпизод: "Бабушка одной из девочек из самых благих побуждений написала президенту, что нашей школе не хватает денег, прибавить бы финансирование, и к нам пришли... проверяющие из Счетной палаты".

Мнение

Ольга Казанцева, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае:

- По роду деятельности я давно вовлечена в эту тему. На днях в Новоалтайске разбиралась в очередном конфликте "педагог - ребенок". Очень часто от руководящего состава школ приходится слышать: мол, уберите из образовательного процесса родителей - работать стало невозможно! Но мы живем и работаем в соответствии с законом, каждый родитель сейчас сам себе режиссер, они все фиксируют и записывают, а потом выкладывают в чаты. Тренировочный процесс превратился в публичный акт. Поэтому директорам нужно повышать правовую грамотность, чтобы точно понимать: что родители могут требовать, а что - нет. Прибегайте к услугам юристов, в том числе связанных с министерством образования.

СФО Общество Алтайский край