Ребята перелопатили гору документов, подключили сотрудников музея и библиотеки, расспросили прабабушек. А в краеведческом архиве отыскали фотографию вокзала 1896 года. Юные техники постарались не только восстановить на макете все, что изображено на снимке, но и дополнили его более поздними объектами.
Вот - станция. Пассажиры с баулами и дорожными сундуками. А вот двухколейные железнодорожные пути с деревянными вагонами. На подножке локомотива стоит машинист. Вот базарная площадь, на ней - водовоз с лошадью, купчиха в ярком наряде, каким его запомнила одна из местных жительниц.
- Ребята с удовольствием занимались поиском, чертили, лепили, придумывали. И все очень сдружились. А теперь требуют продолжения. Так что, возможно, скоро появится новый исторический макет, - говорит руководитель проекта Екатерина Балашова
В ходе работы над макетом ребята поняли: если бы не железная дорога, которую в позапрошлом веке проложили в трех верстах от озера Исилькуль, то их поселка просто не было бы. Новый путь моментально оживил дремучий край.
В 1893-м началось возведение станции, и тогда же построили кирпичный завод. Отовсюду в станционный поселок потянулись переселенцы, появились первые артели плотников. А 25 августа 1894 года на станцию прибыл первый поезд, следовавший из Челябинска в Омск.
В 1895 году в Исилькуле было основано паровозное депо с водонапорной башней. Открылись продовольственные и лесные склады, торговые конторы. В 1897-м - первая православная церковь. Вот она - на макете. Через год появилась церковно-приходская школа, где обучались 56 мальчиков и 36 девочек. А сейчас на карте района 46 школ.