В открытом обращении воркутинцев к мэру города люди просят "начать работу с подростками, организовать патрули из сотрудников полиции, управления образования, администрации, которые помогут искоренить массовые сборища детей, сбивающихся в стаи, и предотвратить правонарушения и преступления, совершаемые ими". Горожане даже составили список торговых центров, которые необходимо контролировать.
Напомним: недавно пьяные недоросли кидались бутылками в местном ТЦ и громили центр выдачи заказов - туда был вызван наряд полиции. Хулиганов удалось утихомирить, но позже они вернулись, потребовав от сотрудников центра удалить видеозапись инцидента, и тем снова пришлось вызывать помощь. На видео, снятом очевидцами, видно, как человек в форме хватает одного из хулиганов за куртку, но подбегают его приятели: бьют полицейского, валят на землю, продолжают избиение.
В Уголовном кодексе РФ есть две статьи, предусматривающие наказание за подобные деяния. Наказание очень суровое, по 317-й статье - вплоть до пожизненного. Но в результате инцидента в Воркуте к уголовной ответственности удастся привлечь только самого старшего участника нападения - 17-летнего парня. К остальным будут применяться "превентивные меры", поскольку по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, а участники драки младше.
- Учитывая социальный статус подростков и возрастные особенности, цели наказания в данном случае направлены на перевоспитание, - уточняют в прокуратуре. - Наказание в виде штрафа может быть назначено как несовершеннолетнему, так и взыскано с его родителей, при этом сумма штрафа не может превышать 50 тысяч рублей.
Тем временем жители Коми просят наказывать строже: "Вот это детки! Посадить лет на несколько, чтобы подумали, как надо вести себя в обществе".
Нужно также учитывать, что бывшая шахтерская столица Арктики - убывающий город: после закрытия шахт люди из Воркуты активно переезжают в другие регионы, оставшиеся концентрируются в центре города, а дома на окраинах в основном заброшены. Этот процесс власти называют "управляемое сжатие". Вот только дети здесь становятся все более неуправляемыми, поэтому Воркуту теперь называют "столицей буйных тинейджеров".
После ЧП в администрации города приняли решение усилить "ночной дозор": "Патрулирование мест массового пребывания молодежи будет проводиться с участием педагогов, родителей и представителей правоохранительных органов для выявления правонарушений и антиобщественных действий, нарушения комендантского часа".
Принять участие в патрулях выразили готовность волонтеры и сотрудники линейной полиции.
Почему подростки, зная о неминуемом наказании, все-таки решаются на отчаянные поступки? Этот вопрос "РГ" задала члену Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Михаилу Прынкову.
- Люди биологически - это стайные приматы. Мы не ведем себя как обезьяны потому, что над нашей природой сформирована культурная надстройка: мораль, этика, закон, совесть, свободная и разумная воля - то, что отличает человека от животного. У детей и подростков она в целом еще очень неустойчива, и несформированная личность легко скатывается обратно в "обезьянье" состояние. Наружу вырывается подавленная агрессия, срабатывает эффект толпы, стремление следовать за вожаком, страх показаться слабым - с этим и взрослые не всегда справляются, что уж говорить о тинейджерах, в которых бурлят энергия молодости и избыток тестостерона.
Профилактика подобных событий достигается прежде всего через смену среды и формирование иных культурных установок. Работают не отвлеченные разговоры, а пример значимых взрослых. У ребенка должен быть авторитет: родитель, тренер, наставник. Но если эти значимые люди сами являются авторами насилия (а оно может быть не только физическим, но и, например, вербальным), не стоит ожидать, что подросток будет вести себя по-другому.