В самом Севастополе здание для театра еще строится, а без него нет и постоянной труппы. Зато очевидно стремление приобрести все это как можно скорее. Уже несколько лет жителей города готовят к этому событию, приглашая столичных артистов и придумывая проекты с их участием. Создано хореографическое училище, руководит которым экс-прима Большого театра Мария Александрова, не так давно назначен худрук балетной труппы - в недавнем прошлом балерина Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Рыжкова. Еще раньше фактически позицию постоянного хореографа занял ее муж, британец Джона Пол Кук. Именно ему принадлежат все постановки, показанные в столицах.
Британец, оказавшийся в России несколько лет назад, открывает для себя русскую культуру. Его взгляд для ее представителей необычен, порой даже экзотичен. Вряд ли кому-то из отечественных хореографов пришла бы в голову мысль обратиться к малым формам Льва Толстого, тем более к его далекой от популярности юношеской повести "Поликушка". Еще более невероятным кажется соединение толстовской прозы с инструментальной музыкой Сергея Рахманинова.
Впрочем, Рахманинов еще более удивительно сплетен с "Полюшком-полем" и другими народными и казачьими песнями (в балете значительная роль отдана хору московского Сретенского монастыря) и даже художественным словом - первые сцены идут не под музыку, ритм и настроение задает толстовское слово.
"Я ничего не менял в произведении - все так же, как у Толстого", - гордится хореограф. В двух действиях с возможной подробностью он пересказывает историю двух крепостных. Оба принадлежали одной барыне, которая никак не хотела взять на себя выбор, кого из двоих - Поликушку или Илью - отдать в рекруты, вырвав на 25 лет из семьи и привычного хода жизни. Непутевого Поликушку, спасенного в итоге от службы, все равно ждет страшная погибель, а осужденный на солдатчину Илья спасается и обретает личную свободу.
Чтобы справиться с подобным сюжетом, нужны недюжинная режиссерская виртуозность и хореографическое мастерство. Кук собрал для спектакля отличную команду. Музыкальным руководителем спектакля стал дирижер Артем Абашев, он же вместе с Марией Скоробогатовой взял на себя партию фортепиано, с ними в спектакле выступили солисты Московского молодежного камерного оркестра.
Сценография Ольги Скурихиной оказалась достаточно лаконичной для того, чтобы спектакль мог легко передвигаться и позволять небольшим ансамблям занимать сцену, образуя видимость массовости. Драматизма действию добавляли работа художника по видео Станиславы Аитовой и художника по свету Андрея Костюченкова. Хореограф, явно воспитанный на английской хореодраме, в этом жанре стремился создать и "Поликушку". Но драмбалет невозможен без четкого, внятного либретто с яркими и точно работающими драматургическими решениями. Мастерства для этого ему и его автору либретто Ольге Кузнецовой пока не хватает.
Здесь им на помощь приходят артисты - тоже сложившаяся команда, давно связанная с севастопольскими балетными начинаниями. Распределение ролей среди них вызывает вопросы. Москвич Дмитрий Соболевский в заглавной партии впечатляет, как обычно, мощью и технической свободой. Блестящий виртуоз-академист из Большого театра Семен Чудин ничем не походит на приказчика Егора Михайлова, выразительная актриса из МАМТа Валерия Муханова явно не на своем месте в роли Барыни, а Мария Александрова в роли Акулины, жены Поликушки, хотя и находит применение своему открытому драматизму, но выглядит царствующей особой среди остальных персонажей.
Но на всех этих танцовщиков, так же как и на самого хореографа в роли Ильи и Ксению Рыжкову в партии Аксиньи, жены Ильи, интересно смотреть как на профессионалов высочайшего класса. Далеко не каждый балет в обеих столицах может похвастаться таким ансамблем исполнителей, и здесь Севастополю очевидно повезло. Когда же театр будет достроен, хореограф, вероятно, пройдет свои университеты и предложит городу зрелые сбалансированные спектакли.