27.11.2025 18:45
Общество

Московский дежурный врач Никифорова: Мы смогли почувствовать себя клиницистами

Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Столичный выпуск: №272 (9811)
В каждой городской поликлинике Москвы имеется множество специалистов. К ним заранее записываются на прием, у многих пациенты наблюдаются годами. Но есть еще один доктор, который не откажет никогда и никому: это дежурный врач. С чем к нему чаще всего обращаются москвичи, чем он может им помочь? Об этом корреспонденту "РГ" рассказала дежурный врач городской поликлиники №220 Эльза Никифорова.
Дежурный врач городской поликлиники № 220 Эльза Никифорова уверена, что ее главная задача - оказать помощь здесь и сейчас. / Аркадий Колыбалов
Читать на сайте RG.RU

Эльза Антиповна, с чем и почему идут пациенты именно к вам, дежурному врачу, а не, скажем, к терапевту?

Эльза Никифорова: Особенность работы дежурного врача состоит в том, что его помощь требуется, что называется, "здесь и сейчас". Шел, скажем, человек мимо поликлиники, а у него сердце заболело. Он заволновался: а вдруг инфаркт? Самое правильное в этом случае зайти в ближайшую поликлинику. Неважно, прикреплен он к ней или нет, москвич или гость столицы. Обратившись к администратору, он получит направление как раз к дежурному врачу. Ожидание приема может занять некоторое время, но это стоит того, чтобы уже сегодня оказаться под контролем врачей, выяснить, насколько серьезна ситуация, а уточнив диагноз, начать лечение.

Модернизация и внедрение нового московского стандарта неузнаваемо изменили столичные поликлиники. На вашей работе это как-то сказалось?

Эльза Никифорова: Прием в кабинете дежурного врача за последние годы кардинально изменился и для пациента, и для врача. Человек приходит с острой проблемой, часто в стрессе и боли. Раньше он ходил в поликлинике по разным кабинетам, теряя время и силы. Моя же роль зачастую сводилась к сбору жалоб и выписке массы направлений. Сейчас все обстоит иначе. В рамках одного визита в моем кабинете и смежных процедурных пациенту проводится полноценный клинико-диагностический мини-комплекс обследований.

Что это значит на практике? Какие инструменты у вас есть?

Эльза Никифорова: Возьмем, к примеру, пациента с подозрением на гипертонический криз. У меня есть современный автоматический тонометр. С его помощью я могу не просто один раз измерить давление, а провести серийные измерения на обеих руках, оценить динамику, например, после приема лекарства. Рядом стоит электрокардиограф. Раньше проведение ЭКГ было отдельной процедурой, на которую записывались отдельно, иногда ждали несколько часов. Сейчас я сама снимаю кардиограмму буквально за пять-семь минут тут же, во время приема, и сразу ее интерпретирую. Это невероятно важно для исключения острой сердечной патологии. Есть у нас в кабинете и экспресс-анализаторы. Например, всего за минуту я определю уровень глюкозы в крови, что крайне важно для дифференциальной диагностики. Могу провести контроль и других жизненных функций: на пальце у пациента пульсоксиметр, и через 20 секунд я знаю уровень насыщения крови кислородом. Простая, но крайне важная информация, особенно для пациентов с одышкой или сопутствующими заболеваниями легких.

Даже кушетка в кабинете - и та теперь функциональная, которая позволяет придать пациенту удобное положение, например, при головокружении приподнять ноги.

Есть у дежурного врача и все необходимое для оказания неотложной помощи: укладки, кислородный баллон, медикаменты. Эта оснащенность сравнима с уровнем хорошего приемного отделения клиники. Я считаю это огромным шагом для повышения качества и улучшения доступности первичной медико-санитарной помощи для москвичей. Но, конечно, даже такое прекрасное оснащение кабинета не отменяет необходимости в углубленных исследованиях, таких как ЭхоКГ или СМАД, если они прямо показаны пациенту.

Что в конечном счете это дает пациенту и врачу?

Эльза Никифорова: У пациента максимально сокращается время от момента обращения до постановки диагноза и начала лечения. Он находится под постоянным наблюдением врача в комфортных условиях, избавлен от лишних перемещений и стресса. Уже во время приема врач выпишет назначения и лекарства, которые помогут облегчить его состояние.

У врача же есть все инструменты, чтобы принять взвешенное решение, начать терапию на месте, или направить в стационар, или передать пациента для планового дообследования узким специалистам. Так дежурный врач из "распределителя направлений" смог почувствовать себя настоящим клиницистом, способным оказать квалифицированную помощь.

Анастасия Ракова рассказала о переводе больниц Москвы на цифровой контроль всех этапов лечения пациента
Здоровье Москва