26.11.2025 19:42
Экономика

Порт Мариуполя выходит на международную линию

Порт Мариуполя выходит на международную линию
Текст:  Евгений Ракуль ("Российская газета", Мариуполь)
Российская газета - Федеральный выпуск: №270 (9809)
Мариупольский морской порт готов принимать международные грузы. Правительство России официально утвердило его в качестве международного пункта пропуска. Теперь через него можно ввозить и вывозить товары напрямую, что открывает для Донецкой Народной Республики доступ к мультимодальным перевозкам - морским, железнодорожным, автодорожным - и позволяет порту стать полноценным логистическим хабом.
Порт Мариуполя - крупнейший и самый глубоководный в Азовском регионе. / Минтранс ДНР
Читать на сайте RG.RU

Событие, безусловно, важное в истории не только города, но и страны. Мариуполь сегодня становится точкой входа на новые территории. Здесь строят больше жилья, чем в других городах Новороссии, прокладывают дороги, восстанавливают инфраструктуру. И порт здесь имеет особо важное значение.

Сейчас у него 12 грузовых причалов. После окончания дноуглубительных работ он сможет принимать сухогрузы, универсальные суда и контейнеровозы вместимостью до 25 тысяч тонн. Основные грузоперевозки через порт Мариуполя приходятся на зерно, уголь, аглоруду (разновидность железной руды) и грузы в упаковке. Наиболее освоенные международные маршруты из Азовского бассейна пролегают в Турцию, страны Северной Африки и Ближнего Востока.

Наиболее освоенные международные маршруты из Азовского бассейна пролегают в Турцию, страны Северной Африки и Ближнего Востока

Сейчас порт работает далеко не на полную мощность. По словам главы Минтранса ДНР Александра Бондаренко, нехватка грузов связана в том числе с отсутствием статуса международного пункта пропуска. Теперь этот барьер снят. Инфраструктура и кадры гавани технически готовы к организации международного морского сообщения. Кстати, порт в Мариуполе, несмотря на все проблемы, работал уже в 2023 году - грузы уходили и на экспорт. Но это была очень сложная логистика. Теперь, с включением порта в реестр международных пунктов пропуска, все упростится: таможня и погранконтроль - прямо на причале. Это открывает новые перспективы.

Порт Мариуполя - крупнейший и самый глубоководный в Азовском регионе. Его причальная линия - почти четыре километра, что делает его по этому показателю крупнейшим портом в Азово-Донском бассейне и даже крупнее, чем некоторые черноморские порты. Но, чтобы по максимуму использовать все эти преимущества, еще многое предстоит сделать.

Одним из ключевых объектов военного туризма в ДНР станет курган Саур-Могила

Например, штат порта составляет более 450 человек, но на сегодня он полностью не укомплектован. Как рассказали "РГ" в отделе кадров гавани, не хватает примерно 50 человек: нужны специалисты по охране труда, правовому обеспечению, железнодорожному комплексу. Зарплаты, кстати, пока не очень конкурентоспособны. На сайте вакансий указана потребность в докерах-механизаторах комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах с жалованьем от 45,4 тысячи рублей в месяц. Требуются также морские агенты (от 46,4 тысячи) и охранники (от 30 тысяч). Правда, при этом уточняется: зарплата зависит от конкретного объема работ, загрузки, предусмотрены премии. Несомненно, встанет и другой вопрос: что везти? "Металлургия в Мариуполе простаивает: меткомбинат имени Ильича пока не запущен, - говорит руководитель аналитического бюро "СОНАР-2050" Иван Лизан. - Угля тоже все меньше. Зерно? Да, его возят, но объемы несопоставимы с металлургией. И даже если добавить стройматериалы - это временный всплеск, связанный с восстановлением города". Есть и внешние барьеры: санкции. Все это руководители порта и республики прекрасно понимают. И ставят перед собой вполне реальные цели. Их планы - амбициозные, но пошаговые. И эти шаги уже делают.

ВЭД Донецкая Народная Республика