Несмотря на то что созданы они в разных регионах, меж собой похожи, потому что вышли из одной школы ткачества - сибирской, укрепившейся в Тобольской губернии благодаря бухарцам. В музей приезжают и приходят те, кого тревожит тема культурного кода и волнуют воспоминания о прабабушках-рукодельницах, в руках которых обычные шерстяные нити становились символом благодати.
- Как человек, выпорхнувший из большого национального "котла", верю, что сибирский ковер еще и символ дружбы народов. Его истоки - бухарские, татарские. А цвета и сюжеты - русские. Ковер - про взаимоуважение, и наш музей про то же самое, - поясняет создательница коллекции.
Сейчас у Алишевой 56 экземпляров тканых изделий. Некоторые образцы не стыдно показывать на именитых выставкомах - настолько они изумительны и редки. К примеру, "старейшине" - почти век: это дорожка из выкрашенного конопляного волокна. Ищет ковры тюменка повсюду: покупает через интернет, на аукционах, что-то дарят подруги и почитатели. А однажды (вот анекдот!) Зулейха наткнулась в соцсетях на фото мужчины на фоне потрясающего произведения ткачества. Человек желал найти спутницу жизни - специально уютный снимок опубликовал, а попался охотнице за коврами…
За два месяца работы музей принял более 300 человек: едут на встречу с коврами и детсадовцы, и глубокие пенсионеры. Восторг пронзает всех без исключения. На встрече, посвященной сказочному Коньку-горбунку, ребятишки, например, играют и лежат на коврах, как в родовой колыбели. С интересом знакомятся с предметами татарского быта, которые точно такие же, как в русском быту: коромысла, чугунки, прялки, лопаты для хлеба, сделанные дедом Алишевой, - все можно брать в руки, потому что эти вещи должны жить, а не пылиться за стеклом витрин. Немало там тематических встреч для публики старшего возраста: история ткачества, русский фэншуй, воспитание детей.