"Искусственный интеллект проникнет во все сферы, но не во все университеты - кто-то будет долго жить в режиме "цифрового старовера", - сказала эксперт во время сессии "Тени AGI в науке и образовании".
Конгресс молодых ученых 2025Она также подчеркнула, что проникновение ИИ во все сферы образования неизбежно, но при этом вузы могут сами его ограничить. "Вопрос в дозировке - как эту грань проведем мы сами, сколько мы готовы делегировать машине", - уточнила Назайкинская.
"Уже нарастает запрос на разные формы аскезы, "олдскульную" проектную работу, когда все прототипы делают руками. Много такого. И оно будет нарастать. Потому что запрос формируется на ценность человеческого общения, на способность понимать друг друга и возможность качать свою интеллектуальную мышцу: а могу ли я что-то сгенерировать без поддержки ИИ?", - сообщила эксперт.
Главное преимущество живого интеллекта заключается в том, что он понимает про человека лучше, чем ИИ, считают в "Сколково". "У человека есть тело, эмоции, способность к эмпатии, культурный код, этические нормы. И он продуктивнее может вступать в коммуникацию с другим человеком. На этом держится и будет держаться продвинутое образование и научные исследования", - резюмировала Ольга Назайкинская.
Через несколько лет эксперты ожидают появление в частности России и в целом в мире принципиально нового искусственного интеллекта AGI, и уже видят его признаки в системе образования и будущую конкуренцию с педагогом-человеком.
Как отметил ректор университета Иннополис Александр Гасников, возможности сильного ИИ можно будет сравнить с появлением самолетов после эпохи развития дирижаблей, в которой мы еще образно находимся.
"Мы сейчас находимся на уровне дирижаблей. Да, их можно масштабировать, но новые механизмы с точки зрения экономии энергии и быстроты обучения еще не сделаны. Что касается конкретно процесса обучения в образовании, здесь уже то, что есть, вполне можно рассматривать как очень хорошую базу знаний. Уже реальность: учитель может словами сказать, что он хочет, чтобы было визуализировано, например, проекцию", - рассказал он.
Учителя уже получили в помощь огромный набор цифровых инструментов, но пока они не могут заменить педагога, поскольку не имеют субъектности. Однако такая вероятность может появиться с развитием AGI, когда ИИ-агенты попытаются или будут делегированы заменить педагогов. И здесь важно вовремя их ограничить. Поскольку ученые совсем не уверены, что машины с прогрессивным искусственным интеллектом могут стать хорошими учителями.
"Хороший учитель - человек, который прочитал не просто много книг, а правильные книги. ИИ сегодняшнему мы скармливаем вообще все тексты и данные в мире. Все подряд и не важно в какой последовательности. А как сделать этого субъекта так, чтобы он стал хорошим учителем - до этого вопроса еще не дошли. Он будет возникать еще следующие несколько лет", - объяснил директор по аналитике и данным центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению "Искусственный интеллект" МФТИ Игорь Пивоваров.