29.11.2025 10:32
Культура

Свердловский театр показал мировую премьеру мюзикла по повести Куприна "Олеся"

Текст:  Марина Порошина (Екатеринбург)
Новый мюзикл "Колдунья" сочинен специально для Свердловской музкомедии. Удивительно, но эта повесть, превратившая начинающего литератора в известного писателя и названная кем-то из маститых критиков "лесной симфонией", до сих пор на сцене именно музыкального театра представлена не была, несмотря на всемирную славу, более тридцати киноверсий (включая культовый фильм "Колдунья" с Мариной Влади в главной роли) и десятки драматических спектаклей в самых известных театрах.
Читать на сайте RG.RU

Режиссер-постановщик Нина Чусова и автор пьесы Алина Байбанова рассказали всем знакомую историю любви барина Ивана Тимофеевича, ненадолго командированного из столицы в глушь, и "хорошенькой полесской ведьмочки" Олеси с редким по нынешним временам почтением к литературной основе, одновременно позволив себе собственный взгляд на вещи, добавив новых героев и неожиданные коллизии. Поэтому первое достоинство новой постановки в том, что в ней ничто не вызывает чувства протеста у принципиальных почитателей классики, но при этом ее неотрывно интересно смотреть и слушать: действие пульсирует, непрерывно переключая внимание зрителя и играя его эмоциями, как героини на сцене играют расписными платками.

В Петербурге пройдут гастроли театра "У Никитских ворот"

Спектакль построен на контрастах - иногда нарочитых, иногда удивительно органично сосуществующих. Лаконичные декорации (художник-постановщик Анастасия Глебова) при помощи видеоряда мгновенно переносят зрителя из избы в храм, с деревенской улицы на болото посреди леса, из свирепой метели в летний зной. И сделано это так, что не возникает, как теперь часто бывает, досады - пришел в театр, а тебе все время кино на экране показывают. И дальше только успевай следить, как на сцене сменяют друг друга городские черти и лесные духи, бойкие деревенские бабы и колоритные мужики, разудалая цыганская пляска и нежная колыбельная, теснота избы и простор леса, свобода и зависимость, наивность и подлый расчет, религия и язычество, любовь и ненависть, добро и зло… чтобы только на финальных аплодисментах спохватиться - как, два с половиной часа прошло?!

Свердловский театр показал мировую премьеру мюзикла "Олеся" по повести Куприна

В новой "Колдунье" много неожиданного. Например, новый персонаж, появление которого и сам Куприн, кажется, одобрил бы - неотразимая разбитная красавица Любка (Валентина Воронина). Она берет на себя всю эротическую, земную составляющую собирательного женского образа, позволяя Олесе (Екатерина Мощенко) с чистой совестью звенеть абсолютно чистым хрустальным ручейком. По замыслу авторов, именно Любка становится воплощением зла и настоящей ведьмой, которая в припадке ревности провоцирует односельчан на страшные поступки, тогда как обвиняемые всеми в колдовстве Олеся и ее бабка Мануйлиха зло в душу и в мир не пускают.

В МХТ поставили спектакль "Идиоты" по Достоевскому

Придуманная же авторами история старой знахарки и ворожеи Мануйлихи не только хорошо легла в логику повествования, но и подарила двум актрисам, Марии Виненковой и Татьяне Мокроусовой, возможность сыграть роли такой сложности и драматизма, какие нечасто выпадают в актерской карьере. Неожиданный ход Нины Чусовой позволяет Мануйлихе прожить на сцене две жизни, превращаясь из гротескной старухи в молодую женщину, потерявшую единственную дочь и все же отказавшуюся от мести.

И отдельное спасибо авторам спектакля (кстати, это женщины в абсолютном большинстве) за нетрагический и вполне себе психотерапевтический конец: да, зло побеждает, "невозможная" любовь слишком разных людей стала жертвой неизбежной разлуки, которую устраивает мудрая Мануйлиха - но она спасает жизнь внучки, для которой пережитое чувство останется светлым воспоминанием.

- Мы хотели рассказать о том, что внутри каждого есть свое "колдовское озеро", что-то неизведанное, природное, волшебное - та часть, которую мы для себя еще не открыли, мы ее боимся. Задача современного человека - впустить в свою жизнь интуицию, найти в себе человека природного, - говорит режиссер Нина Чусова. - И еще - об ответственности, которую несет человек, которому дана большая сила. Человек, обладающий каким-то даром, талантом, должен выбрать для себя, куда ему использовать эту силу - перейти на темную сторону или светлую. Наша героиня выбирает светлую сторону, нам очень важно, чтобы этот посыл дошел до зрителя.

Костромской драматический театр выступил перед участниками СВО на передовой
Театр Свердловская область Екатеринбург