На руках у представителей ОНФ - более 50 обращений от имени инвалидов-колясочников. Понятно, что это не окончательная цифра - письма с просьбами о помощи продолжают поступать регулярно со всего региона. Почти все они похожи друг на друга, вот только имена героев - разные, как и срок вынужденного плена. Но одинаковы в них ответы управляющих компаний, ТСЖ, администраций: устанавливать нехитрое оборудование, особенно в подъездах старого жилфонда, почти всегда "экономически нецелесообразно" и "технически невозможно" - лестничные пролеты и площадки там узкие, колеса коляски задевают дверные косяки и утыкаются в высокие пороги и в самих квартирах.
Тюменец Евгений Мосикеев, например, рвется на улицу уже 17 лет.
- Женька после армии устроился работать на Севере. В одной из командировок стало плохо - оперировали экстренно в районной больнице. В 23 года брат сел в инвалидную коляску, у него первая группа, - рассказывает старшая сестра Анна Стебекова.
- Раньше Женю выкатывал папа, он тогда и помоложе был, и посноровистей. Теперь его заменил мой старший сын Павел, но и 17-летнему подростку выносить на руках сначала почти двухметрового дядю, потом электрическую коляску весом 70 килограммов, потом аккумуляторы к ней, подключать, усаживать непросто. Был бы пандус - все полегче. Приезжали эксперты, говорят, конструкцию они предоставят, а установить ее в старом доме невозможно.
Мосикеев стоит в очереди как нуждающийся в жилье инвалид - 671-й по счету. Можно ли на что-то рассчитывать при жизни....
- Власти не всегда бездействуют, но иной раз бессильны. Поэтому мы решили предложить следующий план. Если ГУС оценивает дом, где проживает инвалид, непригодным для установки пандуса или подъемника, тогда гражданин может обменять квартиру на равнозначную, но уже из нового жилфонда. Можно даже ввести беззаявочную форму, ведь правительство знает обо всех случаях, - рассказал Роман Чуйко, руководитель тюменского исполкома Общероссийского народного фронта.
Инициаторы предложения вовсе не считают проект утопическим, примеры решения проблемы уже есть в других регионах, и ожидают, что нормативную базу примут до конца текущего года, а в следующем программу запустят. Она нужна всем - и самим колясочникам, и их родным, уставшим от непосильной ноши.
В Южно-Сахалинске с 2022 года работает муниципальная программа по переселению в адаптированные квартиры на нижних этажах: инвалиды получают равнозначное жилье и по квадратуре, и по числу комнат. В Томске власти выплачивали инвалидам по 500 тысяч рублей при переселении с верхних этажей и предлагали материальную помощь на оплату услуг по подбору жилого помещения и юридическому сопровождению сделки в размере понесенных расходов, но не более 20 тысяч рублей. Во Владикавказе инвалидам, желавшим переехать в новый дом, застройщики предоставляли квартиры экономкласса с ремонтом в обмен на старое жилье. В 2021 году администрация Сургута приобрела 12 квартир, оборудованных под нужды инвалидов.