ГХК стал уникальным предприятием не только по назначению (он был создан, чтобы нарабатывать плутоний для ядерного щита СССР), но и по конструкционным особенностям. Завод был построен буквально в "недрах Земли" - в толще скал горного массива на правом берегу Енисея, недалеко от Красноярска.
В погоне за лидерами
Спустя еще пять лет, осенью 1955 года, Совмин СССР принял решение о строительстве еще одного атомного завода на территории Красноярского края - для разделения изотопов и обогащения урана. Электрохимический завод (ЭХЗ) построили еще дальше от краевого центра, на левом берегу реки Кан, которая впадает в Енисей. Теперь это Зеленогорск, по форме и статусу - закрытое административно-территориальное образование, по внешнему виду - чистый, несуетный, приветливый город.
С тех пор, как оба предприятия вступили в строй, их коллективы добились многих важных показателей на производстве и в социальной сфере. Но об этом на протяжении почти четырех десятилетий мало кто знал за пределами Минсредмаша. Между тем на ГХК уже в 1964 году работали единственные в мире атомная ТЭЦ и радиохимический завод по производству диоксида плутония. А на ЭХЗ в том же году запустили первые блоки газовых центрифуг для обогащения урана - одну из самых инновационных технологий того времени на планете.
Удержали строй
Очень серьезным испытанием стали и для ГХК, и для ЭХЗ переломные 90-е: был резко сокращен, а затем и вовсе снят государственный заказ на оружейный уран и плутоний. Заводским коллективам пришлось переключаться на другие задачи. Благо что накопленные к тому времени опыт и научный потенциал позволили заводам не просто остаться на плаву, а выйти в лидеры инноваций уже в первое десятилетие 2000-х.
ЭХЗ стал одним из основных в стране производителей топлива для АЭС и многократно расширил по-своему уникальное производство стабильных изотопов. Сегодня завод способен производить 106 изотопов двадцати элементов: молибдена, никеля, теллура, аргона, германия, кремния, криптона, ксенона и других. Они используются в науке, медицине, в других областях. А коллектив Электрохимического завода, поставляя свою продукцию в 25 стран, занимает 40 процентов всего мирового рынка изотопов.
Замыкая цикл
Горно-химический комбинат едва ли уступит в достижениях. И чтобы не перечислять отдельные, лучше сказать так: ГХК - как минимум одна из очень немногих производственных площадок в мире, если не единственная, которая уже сегодня позволяет "замкнуть" топливный цикл в ядерной энергетике.
Во-первых, здесь создан комплекс "мокрых" и "сухих" хранилищ отработанного ядерного топлива (ОЯТ), который способен принять на себя весь российский парк реакторов "тысячного класса", работающих на Балаковской, Нововоронежской, Ростовской, Калининской, Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС.
Во-вторых, и это, пожалуй, главное - на ГХК запущена вторая очередь Опытно-демонстрационного центра (ОДЦ) по радиохимической переработке ОЯТ. Первый - экспериментальный - комплекс был построен в 2015-м, а в конце 2024 года заводчане сдали в эксплуатацию вторую, уже промышленную очередь.
Стоит ли удивляться, что летом 2025 года, когда ГХК праздновал 75-летний юбилей, его коллективу была вручена одна из высших государственных наград России - орден Александра Невского. Это единственная в своем роде награда, которая непрерывно существует в российской истории более трех столетий.
Ко всему сказанному стоит добавить, что благодаря двум атомным заводам на территории края появились два весьма крупных и красивых города - Железногорск и Зеленогорск. Оба, благодаря присутствию "Росатома", сегодня являются одними из самых развитых не только в крае, но и в стране: по качеству инфраструктуры, по благоустройству, по уровню жизни населения в целом.