Детские товары
Маркировка распространяется на детский "транспорт": самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах (за исключением трехколесных велосипедов); куклы и коляски для них, а также на настольные игры, головоломки, наборы электрических гоночных автомобилей и многое другое.
В "Честном знаке" уже зарегистрированы 24 тыс. компаний - отечественные производители, импортеры, дистрибьюторы, сетевой ретейл и маркетплейсы. Уже на этапе регистрации маркировка позволила "обелить" рынок - число производителей показало более чем двукратный рост по сравнению с числом участников рынка, известных государству ранее. Это первый важный шаг в борьбе с сомнительными детскими товарами. Кстати, по данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), доля нелегального оборота на рынке сейчас превышает 33%.
"Запуск обязательной маркировки - важный этап перехода к полной цифровой прослеживаемости детской продукции. Благодаря маркировке незаконного оборота станет еще меньше", - пояснила президент АИДТ Антонина Цицулина.
По ее словам, производители, добровольно присоединившиеся к эксперименту, отладили бизнес-процессы и обучили сотрудников работе в системе. "Мы выстроили технологический маршрут под маркировку: интегрировали оборудование и настроили обмен данными с "Честным знаком"", - рассказала директор старейшей в России фабрики кукол и игрушек "Весна" Ольга Доротюк.
В апреле 2026 года на Конгрессе индустрии детских товаров заработает "фабрика маркировки": представители "Честного знака" разберут правила по новым группам товаров, для которых маркировка стартует в 2026 году.
Легальный какао на полках
"Неправильному" какао и шоколадному порошку для горячего напитка теперь также станет сложнее попадать на прилавки. Маркировка - одна из главных мер по борьбе с фальсификатом и нелегальной продукцией.
Еще до старта обязательного этапа маркировки российские производители добровольно ввели в оборот более 3,5 тонны таких продуктов.
"Для нас, как для производителя с историей и обладателя одних из самых узнаваемых брендов на рынке, включая какао "Золотой ярлык", важно быть образцом для всей отрасли, и маркировка в этом помогает. Поэтому для нас важно выполнить постановление правительства по маркировке продукции. Цифровая прослеживаемость позволяет быстро находить и блокировать нелегальные партии, защищает инвестиции компании в качество сырья и технологий", - пояснил заместитель управляющего директора компании "Объединенные кондитеры" Николай Васюков.
Маркировка бритв и лезвий
Уровень нелегального оборота в этой категории - более 20% (данные исследования ВШЭ). Бизнес активно готовился к новому этапу: в оборот заранее выпущено более 1,5 млн промаркированных товаров - одноразовые бритвы, станки со сменными кассетами и сами сменные лезвия и кассеты.
Маркировка стройматериалов
С 1 декабря маркировка стройматериалов будет распространяться на монтажные пены, герметики, мастики, замазки и сухие строительные смеси. Это второй этап внедрения системы в этой товарной категории.
Аналитики ВШЭ отмечают, что потенциальный экономический эффект может превысить 77 млрд рублей в год.
Другие нововведения - сверка с ВетИС
С 1 декабря для консервов заработает автоматическая сверка данных между системами "Честный знак" и ВетИС (Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии). Теперь производитель не сможет ввести в оборот объем маркированной продукции, который более чем на 5% превышает объем продукции, учтенной в ветеринарной системе Россельхознадзора.
Новые правила для пива и слабоалкогольных напитков
С 1 декабря отгрузка этих напитков допускается только после получения положительного ответа от системы маркировки на основе проверенного универсального передаточного документа (УПД). Это завершающий этап перехода к полной прослеживаемости товарной категории.
Моторные масла и автожидкости
С 1 декабря заканчивается переходный период для маркировки масел и специальных автомобильных жидкостей.
С этой даты запрещена продажа любых немаркированных смазочных материалов и специальных жидкостей - вне зависимости от того, когда и где они были произведены. Это касается как тех, что выпущены в оборот до 1 сентября 2025 года (в том числе произведенных в России или прошедших таможню), так и тех, что импортируются или выпускаются с 1 сентября 2025 года и позже. Теперь все масла и специальные жидкости, которые продаются в магазинах, должны быть промаркированы в обязательном порядке.
В "Честном знаке" напоминают: проверить все перечисленные товары на легальность и безопасность может любой покупатель - это делается через одноименное бесплатное мобильное приложение. Его уже скачали 33 млн пользователей. С начала введения маркировки проверено уже 400 млн товаров. Если система обнаруживает несоответствие маркировки продаваемому товару, с помощью того же приложения легко отправить жалобу в Роспотребнадзор - для этого понадобится всего пара кликов. В надзорное ведомство подано уже почти 300 тыс. таких обращений.