01.12.2025 00:01
Экономика

С 1 декабря введена маркировка игрушек, какао, бритв и ряда стройматериалов

Текст:  Ирина Невинная
С сегодняшнего дня (1 декабря) обязательная маркировка появится на детских играх и игрушках, а также на взрослых товарах личной гигиены - бритвах и сменных лезвиях. Также расширяется перечень маркируемых строительных материалов: это монтажные пены, герметики, мастики и замазки. Кроме того, увеличивается количество маркируемых пищевых продуктов - цифровой код будет наноситься на упаковки растворимых завариваемых напитков, в частности, какао и шоколада. Об этом "РГ" сообщили в Центре развития перспективных технологий, операторе государственной системы маркировки "Честный знак". Эксперты уверены, что количество фальсификата среди промаркированных товаров резко уменьшится.
Читать на сайте RG.RU

Детские товары

Маркировка распространяется на детский "транспорт": самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах (за исключением трехколесных велосипедов); куклы и коляски для них, а также на настольные игры, головоломки, наборы электрических гоночных автомобилей и многое другое.

В "Честном знаке" уже зарегистрированы 24 тыс. компаний - отечественные производители, импортеры, дистрибьюторы, сетевой ретейл и маркетплейсы. Уже на этапе регистрации маркировка позволила "обелить" рынок - число производителей показало более чем двукратный рост по сравнению с числом участников рынка, известных государству ранее. Это первый важный шаг в борьбе с сомнительными детскими товарами. Кстати, по данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), доля нелегального оборота на рынке сейчас превышает 33%.

"Запуск обязательной маркировки - важный этап перехода к полной цифровой прослеживаемости детской продукции. Благодаря маркировке незаконного оборота станет еще меньше", - пояснила президент АИДТ Антонина Цицулина.

По ее словам, производители, добровольно присоединившиеся к эксперименту, отладили бизнес-процессы и обучили сотрудников работе в системе. "Мы выстроили технологический маршрут под маркировку: интегрировали оборудование и настроили обмен данными с "Честным знаком"", - рассказала директор старейшей в России фабрики кукол и игрушек "Весна" Ольга Доротюк.

В апреле 2026 года на Конгрессе индустрии детских товаров заработает "фабрика маркировки": представители "Честного знака" разберут правила по новым группам товаров, для которых маркировка стартует в 2026 году.

Легальный какао на полках

"Неправильному" какао и шоколадному порошку для горячего напитка теперь также станет сложнее попадать на прилавки. Маркировка - одна из главных мер по борьбе с фальсификатом и нелегальной продукцией.

Еще до старта обязательного этапа маркировки российские производители добровольно ввели в оборот более 3,5 тонны таких продуктов.

"Для нас, как для производителя с историей и обладателя одних из самых узнаваемых брендов на рынке, включая какао "Золотой ярлык", важно быть образцом для всей отрасли, и маркировка в этом помогает. Поэтому для нас важно выполнить постановление правительства по маркировке продукции. Цифровая прослеживаемость позволяет быстро находить и блокировать нелегальные партии, защищает инвестиции компании в качество сырья и технологий", - пояснил заместитель управляющего директора компании "Объединенные кондитеры" Николай Васюков.

Маркировка бритв и лезвий

Уровень нелегального оборота в этой категории - более 20% (данные исследования ВШЭ). Бизнес активно готовился к новому этапу: в оборот заранее выпущено более 1,5 млн промаркированных товаров - одноразовые бритвы, станки со сменными кассетами и сами сменные лезвия и кассеты.

Маркировка стройматериалов

С 1 декабря маркировка стройматериалов будет распространяться на монтажные пены, герметики, мастики, замазки и сухие строительные смеси. Это второй этап внедрения системы в этой товарной категории.

Аналитики ВШЭ отмечают, что потенциальный экономический эффект может превысить 77 млрд рублей в год.

Другие нововведения - сверка с ВетИС

С 1 декабря для консервов заработает автоматическая сверка данных между системами "Честный знак" и ВетИС (Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии). Теперь производитель не сможет ввести в оборот объем маркированной продукции, который более чем на 5% превышает объем продукции, учтенной в ветеринарной системе Россельхознадзора.

Новые правила для пива и слабоалкогольных напитков

С 1 декабря отгрузка этих напитков допускается только после получения положительного ответа от системы маркировки на основе проверенного универсального передаточного документа (УПД). Это завершающий этап перехода к полной прослеживаемости товарной категории.

Моторные масла и автожидкости

С 1 декабря заканчивается переходный период для маркировки масел и специальных автомобильных жидкостей.

С этой даты запрещена продажа любых немаркированных смазочных материалов и специальных жидкостей - вне зависимости от того, когда и где они были произведены. Это касается как тех, что выпущены в оборот до 1 сентября 2025 года (в том числе произведенных в России или прошедших таможню), так и тех, что импортируются или выпускаются с 1 сентября 2025 года и позже. Теперь все масла и специальные жидкости, которые продаются в магазинах, должны быть промаркированы в обязательном порядке.

В "Честном знаке" напоминают: проверить все перечисленные товары на легальность и безопасность может любой покупатель - это делается через одноименное бесплатное мобильное приложение. Его уже скачали 33 млн пользователей. С начала введения маркировки проверено уже 400 млн товаров. Если система обнаруживает несоответствие маркировки продаваемому товару, с помощью того же приложения легко отправить жалобу в Роспотребнадзор - для этого понадобится всего пара кликов. В надзорное ведомство подано уже почти 300 тыс. таких обращений.

Начать маркировку мясной продукции согласились более 80% участников рынка
Товары и цены Промышленность