Опережают всех США. На эту страну приходится 46,6 процента от общего мирового показателя по запускам стартапов или начинающих инновационных проектов. Доля Китая составляет 9,2 процента. Россия, несмотря на отставание от этих стран, показывает определенные успехи. Но для обеспечения технологического суверенитета придется не только привлекать значительно больше инвестиций. В ближайшие годы России придется создавать привлекательные условия для удержания кадров. И, казалось бы, это в первую очередь должно касаться талантливых молодых ученых, так как большая часть перспективных инновационных проектов зарождаются в студенческие годы.
Как ни парадоксально, в настоящее время появление инновационных проектов не всегда требует высококвалифицированных кадров. Если взглянуть на успешные кейсы последних лет, то они преимущественно связаны с быстрыми ИТ-решениями. Они сводятся к развитию цифровой коммерции, что включает в себя электронные платежи, обмен данными, управление цепочками поставок, логистика, автоматизированные системы и прочее. К таким инновациям относятся программы по подбору персонала, голосовые помощники, умные платежи, сервисы по покупке товаров.
В связи с уходом многих компаний из России спрос на быстрые ИТ-решения вырос. Конкуренция на этом рынке достаточно высокая, так как эта ниша занята крупными корпорациями. Доля же фундаментальных инноваций гораздо меньше в общем объеме. В России такие инновационные проекты разрабатываются в научно-исследовательских и образовательных организациях. Большая их часть нацелена на развитие информационной безопасности, роботехники, биотехнологий, генетики, высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий.
К 2035 году соотношение между быстрыми и фундаментальными инновациями может измениться. Мировой объем рынка биотехнологий с 2025 по 2034 год должен увеличиться с 1,7 триллиона долларов до 5,7 триллиона. В течение ближайших десяти лет ожидается и четырехкратный рост в объемах инвестиций в нанотехнологии. Планируется существенно увеличить финансирование генетики, информационной безопасности.
Для этого некоторые образовательные учреждения в России создают на своей базе технологические долины. Наиболее известной является научно-технологическая долина МГУ, которая состоит из нескольких кластеров.
В число других перспективных технологических кампусов входят: Бауманская технологическая долина в Москве и ИТ-кампус "Неймарк" в Нижнем Новгороде и прочие. Также сейчас идет строительство кампусов мирового уровня в Долгопрудном "Долина Физтеха" и Санкт-Петербурге "Невская дельта", а также в "Сириусе", в Челябинске, в Калининграде и ряде других городов.
Предполагается, что фундаментальные инновационные молодежные проекты будут располагаться именно в этих долинах. Однако успех подобных молодежных проектов зависит не только от инфраструктуры. Мировая практика показывает, что 90 процентов инновационных проектов терпят неудачу. Но провалы варьируются в зависимости от страны, стадии развития проекта, отрасли и региона. Огромную роль в этом играют как недостаток финансирования, так и неудачные маркетинговые решения и нехватка должной подготовки кадров.
Зачастую провалы связаны с тем, что продвижение проекта происходит без непосредственного участия его разработчика или основано на копировании уже существующего аналога.
Любой инновационный проект требует постоянного участия разработчика в модернизации и совершенствовании идеи. Для успешной реализации инновационных молодежных проектов при технологических долинах создаются бизнес-акселераторы или бизнес-инкубаторы, которые предоставляют консалтинговые услуги, привлекают инвестиции и помогают реализовать инновационный проект.
Студенческие акселераторы создаются либо на базе сотрудничества с банками, либо частных инвестиционных организаций. Иногда даже акселераторы, в которых участвуют опытные маркетологи, не спасают проект от провала.
Примечательно, что чаще всего терпят неудачу инновационные проекты по робототехнике и медицине. Причина кроется в подготовке кадров, которые занимаются научными разработками. Из-за снижения их уровня уменьшилось не только количество исследователей, но и качество научных исследований, которые подрывают основу научной деятельности. На основе этих исследований появляются инновационные проекты, которые в результате оказываются провальными и невостребованными на конкурентном рынке.
Но проблема соблюдения принципов научной этики является многогранной и сложной. При всем этом недобросовестность в научной деятельности никак не наказывается в России.
Этот факт способствует все большему распространению некачественных исследований. Весной 2024 года в системе "Антиплагиат" было проверено 3,2 миллиона работ, из которых 600 тысяч были написаны с частичным использованием системы машинной генерации, которая заимствует фрагменты текстов из разных источников и в процессе синтеза материала может допустить немало ошибок.
И это не только фактические ошибки, но также логические и научные. Ситуацию усугубляет тот факт, что генеративный ИИ проникает все больше в область профессиональных исследований, еще больше усложняя ситуацию вокруг этических принципов в научных исследованиях.
Кстати, в 2024 году число диссертационных защит упало до 8,3 тысячи единиц. Это еще раз свидетельствует о существующей проблеме, на которую нельзя закрывать глаза. Все-таки любой инновационный молодежный проект или стартап должен соответствовать определенному уровню качества, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным на рынке.
Некоторые эксперты отмечают, что сложности в развитии студенческих стартапов связаны с тем, что у самих вузов нет четкого понимания того, для чего нужно развивать такие проекты. Но даже в обратной ситуации у сотрудников научно-образовательной сферы часто нет знаний и компетенций для работы со стартапами, а у студентов - представления о дальнейших этапах развития своих идей. К тому же в большинстве случаев речь идет о проектах, основанных на уже существующих технологиях или несложных ИТ-продуктах, применимых только в очень узких нишах. А в то же время перед Россией в рамках национальной цели достижения технологического суверенитета стоит задача развивать DeepTech-проекты со сложными фундаментальными решениями, требующими в том числе колоссальных инвестиций, производить которые вузы не могут. Решение проблемы лежит в плоскости объединения студенческих усилий в рамках специализированных платформ и кластеров - примером может служить Платформа университетского технологического предпринимательства, созданная по инициативе Минобрнауки России в 2022 году. С того момента ее участниками стали более 440 вузов, а привлеченные инвестиции в студенческие проекты превысили 2,9 миллиарда рублей.