03.12.2025 15:26
Общество

ИИ меняет отношения в работе и обучении

Текст:  Александр Федяков (директор школы цифровых технологий от Сбера "Школа 21")
Сегодня студент или младший специалист с доступом к ИИ-инструментам способен показать результат, сопоставимый по объему, структуре и скорости с работой эксперта. Выигрывает не тот, кто знает больше, а тот, кто умеет задавать точные вопросы и мыслить в коллаборации с искусственным интеллектом. Фактически, мир выровнял доступ к когнитивным ресурсам. Об этом заявил директор "Школы 21" Александр Федяков на конференции СберУниверситета "Больше чем обучение".
Александр Федяков, директор школы цифровых технологий от Сбера "Школа 21" / Фото предоставлено пресс-службой "Школы 21"
Читать на сайте RG.RU

От иерархии к кооперации

Интеллектуальные технологии становятся все более доступными, и это меняет само представление о профессиональной иерархии. Раньше успех во многом зависел от того, насколько человек соответствовал ожиданиям. Теперь же главное - умение вместе с другими формировать ожидания заново.

Если раньше система оценивала, насколько человек укладывается в рамки нормы, то сегодня ценится способность норму пересоздавать - в диалоге и сотворчестве.

Искусственный интеллект упрощает доступ к знаниям и информации, что заставляет пересматривать традиционные подходы к принятию решений. Вместо жесткой вертикали контроля возникает горизонтальное пространство совместного смысла. Ценность создается не одним лидером, а командой, где каждый вносит свой вклад в определение общего направления, что позволяет команде мыслить и действовать, как единое целое.

Общий язык целей

Этот сдвиг проявляется и в повседневной корпоративной практике. "Диалог равных" означает, что руководитель и команда вместе формулируют цели и критерии успеха. ИИ в такой модели - партнер по мозговому штурму, способный быстро проверить гипотезу, собрать прототип и предложить альтернативный сценарий. Он помогает минимизировать путь от рождения идеи к рабочему решению.

/ Костюнина Полина

Руководитель перестает быть хранителем ответов - он становится архитектором или дирижером смыслов. Команда, в свою очередь, получает пространство для автономии, а роли распределяются динамически - в соответствии с компетенциями и мотивацией участников.

Совместное мышление, подкрепленное ИИ, дает эффект синергии: решения приходят быстрее, а их качество выше, потому что рождаются они не в режиме подчинения, а в режиме сотворчества - совместного поиска и выбора наиболее подходящего решения.

Экология мышления

За этим технологическим сдвигом стоит другой, более глубокий - персональный. У каждого из нас есть запас ментальной энергии. Это наше топливо для самого важного: концентрации, анализа, поиска новых нетривиальных решений. Однако мы постоянно тратим его на рутину - поиск информации, обработку данных, попытки "угадать" ожидания и навигацию во внутренних правилах. Это когнитивное "трение" истощает нас еще до того, как мы доберемся до сути задачи.

И здесь на помощь приходит искусственный интеллект. Он становится своего рода "когнитивным экзоскелетом", принимающим на себя самую тяжелую и рутинную работу: просеивает терабайты информации, структурирует хаос, готовит данные для анализа и устраняет фоновый шум.

/ Костюнина Полина

Цель такого партнерства - перестать тратить энергию мысли впустую. ИИ освобождает человеческий ресурс для задач, недоступных машине: постановки сложных вопросов, междисциплинарной интеграции знаний и, главное, - определения смысла и цели деятельности.

Практика сотворчества

Эти принципы - диалог равных и экологичное управление ресурсами - становятся основой современных моделей профессионального образования. Именно они лежат в основе подхода "Школы 21". Студенты учатся не "соответствовать" требованиям, а с помощью ИИ-инструментов и работы в команде эти требования создавать. Они задают рамки проекта, распределяют роли, определяют критерии успеха - то есть создают профессиональный контекст, в котором развивается каждый. Причем в проекте все желающие старше 18 лет независимо от знаний и опыта могут бесплатно получить востребованные ИТ-навыки.

Общество