Кирилл Игоревич, юбилейный фестиваль - повод подвести предварительные итоги. Как вы считаете, чем форум театральных менеджеров полезен и вам, и вашим коллегам?
Кирилл Крок: Вы знаете, я присутствую на всех секциях, и когда коллеги рассказывают, что интересного они реализовали у себя в театре, я пополняю и свои личные знания, и беру какие-то наработки на вооружение для Вахтанговского театра. Я никогда не забуду, как на первом фестивале, который прошел 10 лет назад, потому что мы встречаемся раз в два года, я впервые услышал о том, что в питерском театре создан отдел маркетинга. Вы представляете, как время изменилось? Десять лет назад было страшно себе представить, что в театре может появиться отдел маркетинга.
Всем казалось, что это просто глупость, с какого-то рынка, с производства люди взяли этот инструмент. А сегодня без отдела маркетинга не обходится ни один региональный театр. И даже в перечне должностей для работников социальной сферы есть должность маркетолога.
Если говорить серьезно, сегодня сформирована общность людей, которые занимаются театром и стремятся приезжать на форум, потому что это не тусовка с непонятными спикерами, которые приезжают и выступают по разнарядке, а площадка для обмена практиками. Никаких разнарядок у нас нет, есть доброе волеизъявление, когда из региональных, городских, сельских театров люди подают на наш сайт заявки. Мы проводим отбор, чтобы было не больше двух человек от театра, потому что у нас нет таких ресурсов, чтобы дать возможность попасть всем желающим.
Но у вас же есть и онлайн-трансляция.
Кирилл Крок: Да, все идет онлайн. Если тебя не отобрали или ты не смог поехать, ты можешь все это слушать, никаких секретов нет. И самое главное, чем мы очень в сообществе гордимся, что это набор реальных профессиональных практик. Мы не говорим о каких-то воздушных вещах, мы говорим: "Я придумал проект, я его реализовал, и вот что у меня из этого получилось". Или - что не получилось. Я считаю, что это бесценный опыт.
Какие проекты вы рассматриваете?
Кирилл Крок: Очень разные. Психология управления, взаимоотношения с органами государственной власти, с учредителями, взаимоотношения внутри театра с творческими людьми, с артистами. Мы обсуждаем, как продвигать театр, как продавать билеты, как ездить на гастроли, где находить деньги на спектакли. Любая деятельность, которая есть в театре, освещается на ВФТМ. Вот сейчас будут две новые темы. Первая - музей и театр, как они могут существовать вместе. Следующая тема, которая лет десять назад или даже пять казалась немыслимой, - буфет в театре. Зачем это нужно, в каком случае это может быть коммерчески выгодно и как все это устроить. Как получить лицензию и создать такой коммерчески успешный буфет у себя в театре - не сдать фойе, а самим осуществлять эту деятельность. Как внести под нее изменения в устав, как вести бухгалтерский учет. Все это мы рассказываем, причем рассказывают люди, которые уже прошли этот путь. Поэтому я говорю, что это бесценный опыт.
Сейчас наметился явный крен в сторону менеджерского, или директорского театра. Нет ли в этом опасности для нашего традиционного, прославленного на весь мир русского театра, в котором всегда был художественный лидер?
Кирилл Крок: В России 656, по-моему, государственных и муниципальных театров, и только в 30 процентах из них есть главный режиссер или художественный руководитель. Вы думаете, что есть вина директоров в том, что сложилась такая тенденция? Она набирает обороты.
Как вы думаете, есть ли у нас шанс вернуться к режиссерскому театру?
Кирилл Крок: Чтобы вернуться к режиссерскому театру, нужно, чтобы в каждом театре был художественный руководитель. Этих художественных руководителей надо воспитывать. Мы можем сколько угодного ругать советскую власть, но государство так или иначе занималось этим процессом. А сейчас посмотрите на качество назначений худруков.
Почему так получилось?
Кирилл Крок: Сегодня очень сильна идея проектной деятельности. Создан Президентский фонд культурных инициатив, есть разные гранты. В любом городе есть грантовая поддержка молодых творческих людей. Мы внушили всем молодым людям, которые закончили творческий институт по специальности "режиссура" или "актерское мастерство", что им не обязательно совершенствоваться в профессии режиссера, работая в том или ином театре. В разных театрах. Сегодня государство говорит молодому режиссеру: пиши заявку, получишь деньги, пойдешь и поставишь.
Сегодня у театральной молодежи выработалось четкое понимание: зачем мне идти в какой-то театр, к примеру, города Вольск, и там быть худруком, главным режиссером, отвечать за госзадание, заниматься общежитием артистов, думать о труппе. Зачем? За сто тысяч? Мне легче приехать в этот город, за 400 - 500 тысяч поставить, два месяца отработать, а то и месяц, и уехать отдыхать. И у меня не будет болеть голова за то, ходят ли на мой спектакль, популярен он или нет, я ни за что не отвечаю.
Если так пойдет и дальше, мы никогда не взрастим будущих художественных руководителей театра. Не получим Олега Табакова или Галину Волчек, потому что сегодня путь от очередного режиссера до главного режиссера, а потом от главного режиссера до худрука театра, он прерван.
Возвращаясь к вашему вопросу, лично я не испытываю никакой радости от того, что уже четвертый год работаю в театре Вахтангова без художественного руководителя.