Исследование, проведенное с сентября по ноябрь 2025 года, выявило парадокс. С одной стороны, эксперты высоко оценили антикризисные меры периода пандемии: разработку маршрутизации пациентов, быструю разработку вакцин и массовую вакцинацию, как и масштабные информационные кампании. С другой - большинство специалистов считают, что, несмотря на полученный опыт, борьба с инфекциями так и не стала приоритетом государственной политики в сфере здравоохранения.
В стране принята Стратегия развития иммунопрофилактики до 2035 года и закон "Об иммунопрофилактике" - базовые документы для развития грамотной и оптимальной по объемам вакцинопрофилактики. Участники исследования считают эти документы очень важными, однако отмечают, что на практике выполнение заложенных в стратегию планов буксует.
"Постоянные переносы сроков реализации стратегии приводят к тому, что вакцинация от ряда инфекций доступна только в нескольких регионах. Это не только не обеспечивает доступности, но и снижает приверженность вакцинации", - отметил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
По плану, вакцины против менингококковой инфекции и ротавируса должны быть включены в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) до конца 2025 года, а против вируса папилломы человека (ВПЧ) - с 2026 года. Однако эти сроки откладывались уже несколько раз, и есть риск новых переносов. Каждая отсрочка ведет к углублению регионального неравенства, где доступ к защите зависит от возможностей местного бюджета.
Две жизненно важные вакцины: почему именно менингококк и ВПЧ
Эксперты настаивают, что расширение календаря должно начаться именно с этих прививок.
- Вакцинация против ВПЧ - вопрос не только онкопрофилактики, но и демографии, так как, защищая девушек от рака шейки матки, прививка работает на будущее - сохраняет им способность иметь детей.
"Вакцина от ВПЧ защищает не только от онкологических факторов, но и от многих других негативных проявлений, которые могут привести к нарушению фертильности. В странах, где вакцинация начала проводиться более десяти лет назад, уже получена убедительная статистика: заболеваемость РШМ и некоторыми другими видами рака снизилась в разы", - говорит президент Ассоциации "Здравствуй!" Ирина Боровова.
- Вакцинация против менингококковой инфекции не менее важна, она также имеет колоссальную социальную значимость, защищая маленьких детей и подростков от смертельно опасной, инвалидизирующей инфекции.
"Для включения этих инфекций в НКПП есть существенные основания - заболеваемость растет", - подчеркивает Ирина Фельдблюм, заведующая кафедрой эпидемиологии ПГМУ им. Вагнера.
При этом обнадеживающим фактором эксперты называют появление отечественных вакцин: российская вакцина от ВПЧ уже зарегистрирована, а препараты от менингококка находятся на финальной стадии испытаний. Это, говорят респонденты, снимает ключевые барьеры для включения прививок в календарь.
Что еще мешает
Проблемы не ограничиваются сроками. 60% опрошенных экспертов оценили финансирование вакцинопрофилактики как неудовлетворительное, и ни один респондент не дал высокой оценки.
Не менее острой остается проблема недоверия к вакцинации среди людей и даже среди некоторых представителей медицинского сообщества. Антипрививочное движение во время пандемии даже расширилось, так как в дискуссии о безопасности и эффективности противоковидных вакцин были включены буквально все. Рост недоверия к прививкам - это проблема не только России, но и многих других стран. Глобальные исследования показывают, что, хотя большинство людей признают необходимость вакцинации, скептицизм в отношении науки и фармацевтических компаний (сомнения в высокой эффективности прививок, безопасности разработанных препаратов, отсутствии отдаленных последствий) вырос, особенно в высокоразвитых странах. Например, в США с подачи высокопоставленных чиновников вновь активно обсуждают якобы существующую связь прививок с расстройствами аутистического спектра.
В России ситуация осложняется тем, что, как отмечает главный детский аллерголог-иммунолог минздрава Московской области Андрей Продеус, источником антипрививочных настроений зачастую становятся сами медицинские работники. Обычно это немолодые врачи, которые ориентируются на старые представления о составе вакцин, возможных рисках и правилах безопасности, современной корректной информацией о нынешнем уровне развития вакцинопрофилактики они просто не обладают.
Это, кстати, перекликается с глобальными данными: в России, по сравнению с другими странами, доверие к врачам и медсестрам как к источнику информации о вакцинах находится на относительно низком уровне.
Пути решения
В качестве решения эксперты предлагают:
- Выполнить наконец принятые стратегические документы и включить прививки от менингококка и ВПЧ в Национальный календарь, что обеспечит равную доступность вакцинации по всей стране.
- Продолжать системную просветительскую работу, направленную в первую очередь на медицинское сообщество, чтобы врачи стали убежденными сторонниками вакцинации и с позиций доказательной медицины убеждали пациентов в правильном подходе к вакцинопрофилактике.
- Вести честный диалог с населением, бороться с дезинформацией.
Вывод исследования однозначен: постоянные отсрочки в расширении календаря прививок - это не просто бюрократические проволочки. Это прямая угроза здоровью нации, которая может обернуться тысячами предотвратимых смертей и сорвать достижение общенациональных целей по увеличению продолжительности жизни.