По словам художественного руководителя "Красного факела" Андрея Прикотенко, театр не первый год обращается к шедеврам мировой литературы. Это востребовано публикой, на всех спектаклях - аншлаг. "Одиссея" вписывается в обозначенную руководством концепцию: "Красный факел" ? академический репертуарный театр.
"Сибирский МХАТ" за свою более чем вековую историю обратился к творчеству Гомера впервые. Мир древней Эллады на сцене воплотил режиссер Марк Букин, чья музыкальная версия "Ромео и Джульетты", вышедшая в прошлом году, собирает полные залы.
- Для меня "Одиссея" - матерь всех трагедий, - говорит Марк Букин. - Герои преодолевают неразрешимые обстоятельства, пытаются изменить свою судьбу, победить предначертанное. И для меня первый трагический литературный герой - это, конечно же, Одиссей, ведь у Гомера не просто история о возвращении домой. Одиссей - сложный, противоречивый, многоплановый герой, который пытается переосмыслить себя, и найти свое место в мире. Герой хочет понять в чьих руках его судьба, все ли находится во власти богов, или же человек сам вершит свою судьбу? Одиссей очень близок к нам. Он задает вечные неразрешимые вопросы, которые актуальны во все времена: "Кто я? чего я хочу? в чем мое предназначение?" Это история про путешествие во внутрь себя, про попытку заглянуть в самые потаенные уголки своей души.
Режиссер признается, что для него "Одиссея" - это история о том, как семья воссоединяется. Но будет ли все, как прежде?
- Для меня Одиссей - невероятно многогранный: он хитрый и смелый, а где-то и трусливый, добрый, злой, любящий, ненавидящий, безжалостный, мягкий и так далее. И, как мне кажется, он не смог вернуться к себе, каким он был двадцать лет назад. Ведь он прошел немало испытаний, стал участником множества событий. Это не могло не изменить его, он не мог остаться прежним, - отмечает Марк Букин, добавляя, что спектакль сделан, исходя из современных реалий и психологии современного человека.
Несмотря на то что со сцены звучит выразительный вокал Первого гребца (Никиты Воробьева), "Одиссея" поставлена по законам драматического театра и в жанре трагедии. Вокал используется точечно, лишь в нескольких эпизодах. Когда сюжетная линия подходит к точке накала, на сцене вдруг появляется барабанная установка, и Одиссей (Константин Телегин), словно рок-звезда, выдает мощную барабанную дробь, вызывая мурашки по телу.
Для лауреата и номинанта нескольких премий "Золотая маска" актера НГАДТ Константина Телегина роль Одиссея словно писали специально. Марк Букин не скрывает, что давно хотел поработать с этим актером и увидеть его в материале, где им обоим "можно было бы развернуться на полную катушку". Для создателей спектакля Одиссей - не полубог, а человек. Его тело в шрамах, но все еще полно сил, а вот израненной души не видит никто, и никто не в силах разделить тревожащие его по ночам кровавые, трагические воспоминания, из-за которых он не может уснуть.
- "Одиссея" - однозначно трагедия. Она о человеке, об одиночестве, о его месте в жизни, о встрече с жизнью и смертью. В ней много философских тем, которые интересны широкому кругу зрителей, - говорит Константин Телегин. - Мне несложно было принять эту роль. Я уже, как мне кажется, достиг какого-то очередного возрастного кризиса, вошел в новый этап, поэтому было очень интересно работать с таким материалом.
"Боги не хотят, чтобы ты вернулся. Судьбе не угодно, чтобы ты вернулся. Но ты вернешься", - слышит в прорицании Одиссей. Однако эпос не может закончиться идиллией. И борьба с непрошеной ролью, которой человека наделили боги, еще не завершена.
- Я не очень верю в хэппи-энд своего Одиссея. Мне кажется, в самом названии, в тексте Гомера, заложен этот код - возвращения как такого не будет никогда. И это хочется исследовать, в этом хочется разобраться, в том числе со своими личными вопросами, - отмечает Марк Букин.