И теперь она - первая из женщин - капитан на атомоходе "Ямал", где до этого была старшим помощником капитана, а еще раньше набиралась морского опыта на судах транспортного флота.
Так вышло, что знак капитана вручал Марине Старовойтовой на стадионе в Нижнем коллега-капитан Александр Николаевич Баринов, у которого за плечами 40 лет службы на атомных ледоколах, в том числе капитаном на атомоходах "Арктика", "Россия", капитаном и первым директором музея-ледокола "Ленин".
В канун профессионального праздника мы попросили его рассказать, каков он - капитанский хлеб на трассах Севморпути и в высоких широтах Арктики. Кто пробивал дорогу во льдах к Северному полюсу, Земле Франца-Иосифа, Восточно-Сибирским островам и в другие труднодоступные районы? Кто был примером для него и кто сегодня в капитанах "Атомфлота"?
Александр Баринов, в 1996 - 2015 годах - капитан атомных ледоколов "Арктика", "Россия", "Ленин":
В самом начале позволю себе шутливое по форме и важное по сути отступление.
Из Кольского залива есть две дороги. Одна ведет в Арктику - надо повернуть направо. За границу, где теплые моря и суточные платят валютой, - налево. Географически так определено. У моряков Мурманского пароходства издавна существует разделение на тех, кто "ходит налево" и "ходит направо". Большинство предпочитает "ходить налево". Ледокольщику "налево ходить" не суждено. И тот, кто выбирает дорогу в Арктику, на восток, делает это осознанно.
Рассказ о таких капитанах начну со своих учителей, под руководством которых первые годы я, молодой штурман, вчерашний курсант, постигал основы ледокольного дела. Это Кучиев Юрий Сергеевич, Голохвастов Василий Александрович, Ламехов Анатолий Алексеевич и Улитин Григорий Алексеевич.
На ледокол я пришел в мае 1978 года, а годом раннее атомный ледокол "Арктика" совершил свой знаменитый рейс к Северному полюсу. Все члены экипажа были удостоены орденов и медалей, а сам ледокол награжден орденом Октябрьской революции. Капитан - Герой Социалистического Труда!
Со временем пришло понимание, что награды не главное. Главное - люди, их отношение к делу и друг к другу. Атомный ледокол - судно необычное, экипаж многочисленный. Первые полгода числился стажером (4-м помощником капитана по линии подготовки кадров, ЛПК). Затем, после окончания специальных курсов зачислен в штат. Ходовые вахты стоял со старпомом (в то время) Улитиным и дублером капитана - с Ламеховым.
В 1980 году Юрий Сергеевич Кучиев ушел по состоянию здоровья на береговую работу в группу наблюдения за постройкой новых атомных ледоколов на Балтийском заводе. Через три года, в 1983-м, после осеннего рейса в восточном секторе Арктики капитан Анатолий Алексеевич Ламехов получил звание Героя Социалистического Труда. А когда вернулся из отпуска, был направлен на приемку строящегося атомохода "Россия".
Говорят, что капитанами не рождаются. Но в правилах бывают исключения. На мой взгляд, это прямо относится к Василию Александровичу Голохвастову. Я проработал под его началом до 1995 года, когда он ушел на пенсию. В нем было органичное сочетание таланта, умения, порядочности и скромности, что дано далеко не каждому человеку. Мы засматривались на его работу в сложных условиях. Казалось, что ледокол, как дрессированный пес, покорно слушается своего хозяина и выполняет любое его желание. Такое я не больше никогда не встречал. С волнением вспоминаю те моменты и горжусь, что все это мог воочию наблюдать, старался понять и научиться.
Василий Александрович умел вовлекать нас, своих учеников и помощников, в постижение особой науки плавания во льдах. Обобщив и описав опыт первых зимних походов и круглогодичных плаваний в западном секторе Арктики в 1978 - 1984 годах, он передал это на прочтение нам, судоводителям. Чтобы мы в ответ представили свои, если будут, правки или предложения прежде, чем отдать работу в печать. А вслед за тем увлек нас работой по изучению и совершенствованию существовавшего на тот момент наставления "Практики плавания во льдах 60-70-х годов". Этим мы занимались на командирских учебах. Но бывали и практические занятия.
Как-то на чистой воде по команде Голохвастова приспустили парадный трап и бросили в воду деревянный ящик, имитируя человека за бортом. Василий Александрович поставил задачу каждому старпому: управляя ледоколом, подойти к объекту так, чтобы его можно было поднять на борт по трапу, без спуска спасательной шлюпки. После всех наших попыток он и сам проделал то же самое, и у него это вышло лучше.
В 1995-м, как уже сказано, Василий Александрович ушел на пенсию. А в 1996 году я впервые подменил в рейсе капитана Григория Алексеевича Улитина. И получилось так, что вместо планируемых 1-1,5 месяцев пришлось отработать в Арктике более четырех.
Из общения с Улитиным живет в памяти такая картина. Будучи дублером капитана, захожу к нему в каюту. Он в своем кресле, о чем-то задумался. Выслушал мой доклад и как-то грустно посетовал: вот, мол, ему на ледоколе и делать практически нечего - куда ни посмотришь, все делается само собой, без его участия...
А мне подумалось: не в этом ли счастье капитана? Это был последний арктический рейс Григория Алексеевича Улитина. Еще какое-то время перед пенсией он работал на "Арктике" и "России", стоявших тогда в ремонте: в море Улитина медицина уже не пускала. Григорию Алексеевичу, с которым стоял вахты еще молодым 4-м помощником капитана, я обязан тем, что почти вся моя профессиональная деятельность оказалась связана с ледоколом "Арктика". На нем я отработал в общей сложности 28 лет, и ни дня не жалею об этом.
Своими учителями считаю и старпома Владимира Семеновича Куликова, и гидролога Валерия Михайловича Лосева. Это люди, беззаветно преданные своему делу, великолепно владеющие им и щедро делящиеся своим опытом с молодыми коллегами. Еще в начале 80-х капитан Голохвастов давал рекомендации Владимиру Семеновичу на должность капитана. Но среднее образование не позволяло в те времена стать на ступеньку выше. Семеныч, как мы величали его между собой, говаривал молодым штурманам: "Станете капитанами - не забывайте старпома". В жизни все так и вышло. И лишь в постперестроечные годы, когда требования несколько смягчились, Владимиру Семеновичу с учетом его огромного опыта и соответствующих рекомендаций позволили перебраться в капитанскую каюту. И мы несколько лет меняли друг друга на этом посту…
Гидролог Лосев - кладезь знаний об арктических льдах и истории Арктики. Было огромным счастьем и удачей работать и учиться у этого человека. В последнем своем рейсе перед уходом на пенсию - это было на ледоколе "Россия" в 1999 году - Лосев вылетел на ледовую разведку. И произошла трагедия: вертолет разбился, пилот и Валерий Михайлович погибли. Напротив того места при входе в пролив Югорский шар из Баренцева моря, где это случилось, на берегу поставлен крест, а мысу постановлением правительства России присвоено наименование "Мыс гидролога Лосева". Так ледокольщики увековечили память о своем друге…
Говоря о том времени и нашей работе на "Арктике", не могу не вспомнить капитанов других ледоколов. Иногда работая в одном караване, иногда - на встречных курсах, но практически всегда происходило общение, было понимание и готовность помочь при необходимости.
Капитан Андрей Алексеевич Смирнов - еще "ленинской" закалки, впоследствии - капитан атомохода "Ямал". В 1998 году летом "Ямал" стоял в доковом ремонте, а "Арктике" предстоял трехнедельный рейс в приполюсный район для проводки немецкого ледокола "Поларштерн". В таких рейсах желательно иметь на борту хорошего гидролога и полный штат судоводителей. Мне, молодому капитану, в тех местах не приходилось бывать. Я обратился с просьбой к Андрею Алексеевичу сходить в этот рейс в качестве наставника. Он, не раздумывая, дал согласие. Мы получили одобрение в Службе безопасности мореплавания. К тому же Андрей Алексеевич был в начале своей морской карьеры гидрологом.
Несмотря на довольно сложные ледовые условия в первой половине рейса, задание было выполнено, считаю, благодаря поддержке, советам и помощи в ледовой разведке от Андрея Алексеевича. Имея рядом столь опытного капитана, я чувствовал себя увереннее. В дальнейшем Андрей Алексеевич возглавлял службу ледокольного флота, был заместителем генерального директора предприятия. Любые вопросы решались профессионально и с пониманием возникавших проблем.
Капитаны ледокола "Ямал" Станислав Вячеславович Румянцев и Александр Юрьевич Лембрик - о них скажу кратко, без выспренных слов, как было в жизни: всегда по делу, всегда готовы помочь.
Капитаны атомохода "Советский Союз" - Станислав Борисович Шмидт, Евгений Иванович Банников, Александр Александрович Сивков (еще и "Вайгач"). С ними у меня были и остаются самые дружеские отношения. С Евгением мы учились в "макаровке", жили в одном кубрике и вместе распределились на атомоходы. Оба стали капитанами. К сожалению, он рано ушел из жизни.
Капитаны Владимир Петрович Танько ("Вайгач"), Александр Витальевич Скрябин ("Вайгач", ГУАЛ "Арктика"), Александр Николаевич Ольшевский, Александр Александрович Хорьков, Сергей Владимирович Киселёв ("Таймыр"), Валентин Сергеевич Давыдянц, Дмитрий Викторович Лобусов ("50 лет Победы"), Александр Михайлович Спирин (ГУАЛ "Арктика") посвятили свою жизнь атомному ледокольному флоту, много лет этому преданно служили и продолжают служить сейчас.
Приходит, что естественно и ожидаемо, смена - новое поколение ледокольщиков. В их руках мощная, современная техника, а впереди - свои горизонты и масштабные задачи. Имел возможность близко познакомиться с капитаном ГУАЛ "Арктика" Василием Геннадьевичем Губкиным. Вместе с ним в 2023 году посчастливилось побывать в Арктике на ходовых испытаниях этого атомохода - головного в серии универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Мое путешествие длилось почти месяц, за что я благодарен руководству "Атомфлота" и капитану ледокола. Для меня это был настоящий праздник: познакомился с новой техникой, новыми людьми, пообщался с молодежью. И, не без этого, по-хорошему им завидовал…
Перед тем как поставить точку, просто обязан рассказать о Борисе Макаровиче Соколове. Он 40 лет был капитаном на первом в мире атомном ледоколе "Ленин", стал Героем Социалистического Труда. А пришел на него дублером капитана в 1959-м, когда атомоход достраивался на Адмиралтейском заводе и готовился к ходовым испытаниям. В 1961 году в связи с уходом на пенсию Павла Акимовича Пономарева, первого на "Ленине" капитана, экипаж возглавил Борис Макарович Соколов. Ему было тогда всего 34 года!
На ледоколе "Ленин" хранят историю атомного флотаАтомоход "Ленин" проработал в Арктике до 1989 года. Но и после этого капитан Соколов прикладывал все силы, чтобы сохранить первый в мире атомный ледокол - для нас, для страны, для истории. В июне 2001-го, когда Борис Макарович шел на работу на свой ледокол, стоявший у причала Мурманского судоремонтного завода, ему стало плохо. Скорая помощь, больница уже не помогли…
А в мае 2009 года атомный ледокол "Ленин" был ошвартован к плавучему причалу у Морского вокзала. И теперь он доступен для экскурсий, является визитной карточкой Мурманска.
Мечта Бориса Макаровича осуществилась. А на доме, где жил капитан Соколов, в память о нем установлена мемориальная доска.
Ледоколы и капитаны "Атомфлота"Баринов Александр Николаевич (1954) - выпускник судоводительского факультета Ленинградского высшего инженерного морского училища им. С. О. Макарова (1978). И с этого же года - в атомной группе судов Мурманского морского пароходства. В 1990 году назначен дублером капитана, а затем - капитан атомных ледоколов "Арктика" (1996-2000, 2003-2008), "Россия" (2000-2003), капитан и первый капитан - директор музея-ледокола "Ленин" (2008-2015). В 2023 году участвовал в ледовых испытаниях нового универсального ледокола "Арктика", который стал головным в линейке ледоколов проекта 22220.