"В этом учебном году ИТ-классы были открыты в 178 школах. По соответствующим программам учатся порядка 10,4 тысячи старшеклассников. В 10 раз больше, чем на старте проекта в 2019 году. Более 90 процентов выпускников ИТ-классов поступают в технические вузы, в том числе в МФТИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Высшую школу экономики, МИФИ и другие", - написал мэр Москвы.
Программа обучения в ИТ-классах включает углубленное изучение математики, информатики и физики. Школьники осваивают программирование и работу с большими данными, учатся создавать 3D-модели и цифровые двойники. Ребята знакомятся с наиболее востребованными ИТ-специальностями в сферах искусственного интеллекта и кибербезопасности.
Для практических занятий в школах оборудованы специальные лаборатории и полигоны. Там есть все необходимое: 3D-принтеры, наборы для сборки управляемых роботов, электрических схем и микропроцессорных устройств.
Уникальная программа партнерства с колледжами дает старшеклассникам возможность получить первую профессию еще во время учебы в школе. Образование ведется по направлению "Оператор электронно‑вычислительных и вычислительных машин". Кроме того, ребята знакомятся с основами системного и сетевого администрирования, приобретая практические навыки, востребованные на рынке труда.
Партнерство с 20 ведущими вузами - от Московского физико-технического института до Высшей школы экономики - открывает ребятам двери в университетские лаборатории, где они проводят исследования и пробуют силы в реальных проектах. Старшеклассники также ходят на лекции опытных преподавателей, участвуют в мастер‑классах, на которых учатся писать и тестировать код, программировать микроконтроллеры, создавать 3D-модели, цифровые двойники и другие ИТ-продукты. Кроме того, школьники посещают научные конференции, чтобы узнать, куда движется ИТ-индустрия.
Получить живой опыт - не из учебника, а из реальной жизни ИТ-специалистов - и понять, как устроена профессия, попробовать свои силы и если не выбрать, то хотя бы наметить карьерный путь помогает партнерская программа с представителями ИТ-индустрии.
Программой предусмотрены учебные дни на площадках ведущих ИТ-компаний. Эксперты знакомят ребят с особенностями деятельности разработчиков, аналитиков данных и других профильных специалистов.
Ежегодно учащиеся ИТ-классов разрабатывают тысячи проектов: кто‑то экспериментирует с машинным обучением, кто‑то конструирует транспортные модели, а кто‑то ищет решения в области цифровой энергетики. Свои наработки они представляют на научно-практической конференции "Инженеры будущего" - предусмотрено свыше 22 направлений. Победители и призеры получают бонус при поступлении - дополнительные баллы к ЕГЭ.
В прошлом учебном году в конференции участвовали более 4,3 тысячи учеников ИТ-классов, которые представили свыше 2,7 тысячи проектов. Это не школьные задания, а прототипы настоящих инженерных и ИТ-разработок.
Например, ученики школы № 2065 Станислав Колпаков и Егор Сорокин разработали технологию мониторинга состояния пациентов в стационарах на основе искусственного интеллекта. С помощью камер, установленных в палатах, система регистрирует активность малоподвижных или лежачих больных и отправляет сигналы медицинскому персоналу.
При создании программы ребята использовали существующую технологию отслеживания предметов. Школьники адаптировали ее под сканирование людей и сделали доступной для использования на базе камер более низкого класса, что позволило снизить стоимость внедрения разработки.
Елизавета Авраамова и Ольга Трофимова из школы № 1537 "Информационные технологии" создали сайт - тренажер математических навыков для учеников начальной школы и детей с задержкой психического развития. Решение уравнений, игры и задания на умножение, деление, сложение и вычитание помогают развивать память, логическое мышление, умение рассуждать и анализировать информацию.
Функция озвучивания позволяет использовать сайт ребятам, которым сложно читать, а опция выбора сложности задания - изучать материал в зависимости от уровня знаний. Как отмечают школьницы, тренажер полезен людям любого возраста, так как регулярные тренировки могут замедлить появление возрастных изменений работы мозга.
Ученица школы № 460 имени дважды героев Советского Союза А.А. Головачева и С.Ф. Шутова Василиса Смирнова разработала чат-бот, помогающий пользователям повысить уровень цифровой безопасности. Виртуальный собеседник умеет генерировать надежные пароли, анализировать безопасность файлов и сайтов, а также проверять наличие паролей и адресов электронной почты в утекших базах данных.
"ИТ-классы в Москве - это гораздо больше, чем просто уроки информатики. Это реальная практика, собственные проекты, преимущество при поступлении в профильные вузы и в дальнейшем - полноценный вход в профессию", - заключил мэр.
Чему учат в ИТ-классах и чего ожидают школьники от этого обучения, делятся ученики и учителя Школы в Некрасовке:
Дмитрий Разгильдеев, ученик 10Т класса:
- Я принял решение поступить в ИТ-класс, поскольку считаю развитие робототехники и смежных компьютерных технологий крайне важным для страны в эпоху цифровизации. Математика и информатика стали моими любимыми предметами, ведь они лежат в основе компьютерных технологий.
Во время обучения мы проходили стажировку на позиции системного администратора в вузах, где я научился устранять технические неполадки.
В будущем планирую связать карьеру с биотехнологиями, поскольку вижу огромный потенциал в улучшении качества жизни людей с различными физическими ограничениями. Для конференции "Инженеры будущего" я разрабатываю проект по созданию более доступного и чувствительного протеза, который государство сможет предоставлять нуждающимся.
Елена Коваленко, учитель физики:
- Особенность обучения в ИТ-классе заключается в том, что ученикам требуется обширная база знаний по физике, хотя они приходят с основной нацеленностью на информатику, воспринимая физику как второстепенный предмет. Но мы понимаем, что для будущего ИТ-специалиста знание физики не менее важно, чем информатика - основы устройства окружающего мира необходимы каждому специалисту в сфере информационных технологий.
В нашем ИТ-классе предусмотрены четыре часа физики в неделю на углубленном уровне. Мы не ограничиваемся поверхностным изучением явлений, а погружаемся в формулы и сложные задачи. Это необходимо, поскольку ИТ-специалисты описывают процессы, происходящие в технике и природе, с помощью алгоритмов, и для понимания механики этих процессов требуется фундаментальная физическая подготовка.
Интересно, что ученикам ИТ-класса сложнее осваивать физику по сравнению с учащимися инженерных классов, поскольку последние изначально нацелены на углубленное изучение физики.
Особой популярностью пользуется направление беспилотной авиации - как среди девочек, так и среди мальчиков. Наиболее востребованными профессиями среди учеников являются программисты и системные администраторы - именно такими специалистами они мечтают стать в будущем. Благодаря тесному сотрудничеству с МТУСИ наши ученики получают возможность проходить там практику и готовиться к будущей профессиональной деятельности.
Софья Хлапова, ученица 10Т ИТ-класса:
- Я поступила в ИT-класс, поскольку меня всегда привлекали информатика и физика, а в будущем я планирую связать свою жизнь с программированием. Обучение приносит мне огромное удовольствие - мне нравятся предметы, преподаватели и образовательная программа, особенно углубленное изучение программирования и математики.
Я уже освоила языки программирования C++ и Python. На специальных курсах мы работали с современным оборудованием: 3D-принтерами, лазерными резаками и различными компьютерными программами.
Сейчас я готовлю проект для участия в конкурсе "Инженеры будущего". Мой проект направлен на прогнозирование развития пожаров. Мы разрабатываем программное обеспечение, которое будет считывать данные с тепловизора и определять прогрессию пожара. Это решение может быть эффективно применено в работе МЧС.
В рамках обучения мы прошли стажировку в Московском техническом институте по специальности системного администратора, где узнали о методах устранения технических неполадок. Также наш класс посетил компанию 1С, где нам рассказали об устройстве баз данных и общей архитектуре системы. Экскурсия в офис компании оставила яркие впечатления, а специалисты поделились с нами ценными знаниями.
Юлия Сучкова, учитель математики:
- Особенность преподавания математики в ИT-классе заключается в изучении предмета на профильном уровне с интеграцией в прикладные дисциплины - информатику и физику. Хотя парные уроки пока не проводятся, мы планируем внедрить такой формат в будущем.
Во время занятий ученики активно интересуются тем, как можно запрограммировать математические конструкции с помощью кода. Например, при изучении темы деления многочленов ребята проявили инициативу и самостоятельно написали программный код по этому алгоритму, описав известные им команды на изучаемом языке программирования.
Математика - фундамент ИТ-образования. Она формирует особый тип мышления, развивает логику и структурирует восприятие информации. Именно математическое мышление необходимо для успешной работы в сфере информационных технологий.
Когда мы выполняем устные вычисления, мы тренируем не только вычислительные навыки, но и мозговую деятельность в целом. Математика учит не бояться сложностей, развивает адаптивность и гибкость мышления. Ученики, преуспевающие в математике и информатике, способны применять свой подход к решению задач в любой сфере деятельности.
Математика помогает учащимся воплощать идеи в жизнь, развивает силу воли, креативность и критическое мышление - качества, необходимые каждому современному человеку. Именно эти навыки позволяют ИТ-специалистам находить нестандартные решения и успешно реализовывать свои проекты.