Фулл контакт
Вообще-то, "полный контакт" - термин из кикбоксинга. Но полистаем школьные новости.
"Старшеклассники школы в Иволгинском районе (Бурятия) сняли на видео драку: ученик бьет педагога, а потом душит его". "В департаменте образования и науки Москвы сообщили, что ученик 10-го класса напал на учителя и начал бить его по голове". "В школе N 51 в Набережных Челнах педагог с 40-летним стажем ударил ученика по затылку, видео инцидента попало в Сеть". "Пермского школьника, который схватил учителя за шею, перевели на семейное обучение, сообщают СМИ, ссылаясь на заявление департамента образования города". "Конфликт между учителем и учеником в школе N 52 Екатеринбурга засняли на видео и выложили в Сеть. На кадрах видно, что педагог толкнул мальчика, а тот упал. После этого преподаватель пытался взять школьника за руку и отвести в кабинет замдиректора, но парень вырвался и ушел домой". "В одной из челябинских школ родитель ученика с грязной бранью и угрозами набросился на учительницу с 30-летним стажем. Она попала в реанимацию с инсультом".
Прервемся, тем более что есть пример подобного типичного конфликта, дошедшего до логического завершения. В марте молодой екатеринбургский учитель физики Сергей Перминов не стал терпеть хамского отношения ученика, который ругался матом и обращался к педагогу "на ты". Когда подросток отказался идти к директору, Перминов заломил ему руку и вывел из кабинета. Ученик получил ссадины. Прокуратура обратилась в суд. В итоге суд признал учителя виновным в жестоком обращении со школьником (статья 156 УК РФ), дал полтора года исправительных работ с удержанием 10% заработной платы, а также обязал выплатить 120 000 рублей в пользу ребенка и запретил два года работать по профессии. Суд апелляционной инстанции оставил наказание без изменений.
- Интересно, а если спровоцировать учителя, чтоб он дал мне в морду, то сколько можно по суду получить? - задумчиво озвучил бизнес-проект сын знакомых, слава богу, тихий отличник. Но будущий абитуриент юрфака, что настораживает.
Уговаривание бесчинствующих
Прежде чем вслед за Цицероном повторять "О времена, о нравы!", обратимся к истории, щедро одаряющей нас полезными уроками.
"Дефективные шкеты дико бузили, вовсю распоясавшись и объявив решительный бой педагогам. Воспитатели ходили грязные, вымазанные в чернилах и мелу, в порванных брюках и не знали что делать. Учителя, выбившиеся из сил, убегали с половины урока... У троих педагогов на лбу и на подбородках синели фонари. Однако педагоги самоотверженно продолжали бороться".
Мне возразят, что это смутный 1919 год, и вообще - художественная литература. Хорошо. 21 марта 1944 года народный комиссар просвещения РСФСР издает приказ "Об укреплении дисциплины в школе. Инструкция о применении поощрений и наказаний в школе". Народный комиссариат просвещения недоволен тем, что "отдельные учителя и директора школ не предъявляют твердых требований к учащимся, ограничиваясь бесплодными разъяснениями и уговариванием бесчинствующих и лентяев". Какие меры предлагались? Широкий спектр от "похвалы учителя" до репрессивных: "выговор перед классом, удаление из класса... вызов на педсовет, исключение из школы (временно), направление в школу с особым режимом". И вот поучительная история учащегося 5-го класса Виктора Кожухова, изложенная в чудесной брошюре А. Красовой "Школьная жизнь в послевоенные годы. Из истории Пестравской средней школы": "На основании решения педсовета от 20 марта 1948 года Виктора Кожухова, временно ранее исключенного из школы за систематическое нарушение дисциплины, приказываю исключить из школы до 1 сентября 1948 года". Не помогло, кстати, - 9 декабря 1948 года Виктор был исключен без права поступать в эту школу.
Опять же предвижу возражения: не наши методы, времена не те. А наши каковы?
А не вникнут - разъяснять
Все чувствуют - что-то не так. Учитель не справляется с ролью древнегреческого раба (paidagogos - это ведь оттуда) и ролью современного "носителя нравственных знаний" одновременно. И общественность мечется. Вот прошло, например, заседание рабочей группы Общественной палаты Свердловской области по поддержке семьи и детства, тема - защита прав педагогов. На пятой минуте признали: "Сегодня одной из главных проблем, стоящих перед учителями, является буллинг, проявляющийся как со стороны учеников, так и со стороны родителей". Народу заявилось столько, что мероприятие пришлось перенести в онлайн-формат. Говорили много, но "конкретные меры противодействия агрессивному поведению учащихся и родителей" лишь "запланировали рассмотреть".
Информационный портал Свердловской области с гордостью сообщил, что комиссия по защите чести и достоинства педагогов, созданная по инициативе губернатора, готова к приему заявлений. Но сомневаюсь, что туда обратится бывший учитель, а ныне установщик домофонов Перминов или попавшая с инсультом в реанимацию челябинская учительница. Учителю проще уволиться и стать репетитором, чем продлевать стресс, доказывая свое право - на что? Не быть избитым и покрытым трехэтажным матом прямо на рабочем месте? Докажет. Но ребенок в комплекте с родителями в любом случае вернется в класс. Он имеет право на образование. В отличие от пятиклассника Виктора Кожухова - интересно, как сложилась его жизнь после решения педсовета?
Подвижки есть, безусловно. С начала этого учебного года стала обязательной психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), если туда направит школа. И теперь педагоги имеют больше возможностей для маневра в обучении детей, например, с задержкой психического развития.
После конфликта за учителей в Бурятии заступились глава республики и министр образования. В Екатеринбурге на сторону учителя встали омбудсмен, журналисты, общественность. К болезненной теме обратился на днях митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, написав не проповедь, но крик о помощи в соцсетях: "Сегодня мы видим картину, от которой сжимается сердце. Учитель превратился в заложника агрессивных подростков, считающих доблестью унизить взрослого на потеху толпе, заложника родителей, которые, ослепленные ложно понятой любовью к своему чаду, готовы растерзать любого, кто посмеет указать их ребенку на его неправоту или лень..."
Что же делать? Более грамотно применять законодательные нормы, потому что наказывать за плохое воспитание школьников учителей, а не родителей, - идея в корне неверная.
- В Российской Федерации законом установлен приоритет семейного воспитания детей, - отмечает адвокат Андрей Каспирович. - Не берусь судить, с какой степенью жестокости учитель пытается урезонить распоясавшегося ученика, но то, что ученик, нецензурно выражаясь в общественном месте, вел себя противоправно (ст. 20.1 КоАП РФ - "Мелкое хулиганство"), утверждать посмею. И вел он себя как явно не получивший воспитания в семье. А это уже административная ответственность для его родителей - ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.