04.12.2025 16:00
Экономика

За 10 лет каршеринг в Москве превратился в полноценный вид транспорта

Текст:  Александр Мелешенко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №275 (9814)
Московскому каршерингу этой осенью исполнилось 10 лет - именно в 2015 году сервис заработал в полную силу и получил поддержку властей. С тех пор поминутная аренда авто из новинки превратилась в один из полноценных видов общественного транспорта, а Москва из новичка в этой отрасли стала мировым лидером - в ее каршеринговом автопарке более 40 тысяч машин.
Взять в аренду иногда можно даже настоящую "классику" вроде ГАЗ-24. / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Колеса в аренду

Такого богатого предложения арендных авто нет больше нигде. Впрочем, сервис за эти годы перестал быть чисто московским - он заработал и в других городах, а москвичи теперь ездят на прокатных машинах не только по городу, но и в Подмосковье и другие регионы.

При этом и сам каршеринг не стоит на месте. Поначалу операторов было буквально один-два, но вскоре их число стало быстро расти. В аренду предлагали самые разные авто - от самых бюджетных "Лад" до элитных суперкаров. Однако не все компании смогли удержаться на плаву - сейчас рынок поделен между четырьмя крупными сервисами.

Одной из самых главных претензий к каршерингу в первые годы была аварийность - прокатные машины часто попадали в громкие ДТП. Люди недоумевали: как это - любой человек даже с минимальным стажем вождения может за несколько сотен рублей взять мощное авто и гонять по городу на бешеной скорости? Операторы боролись с этим как могли - снабжали машины датчиками, считывающими манеру вождения водителя, выписывали штрафы, повышали минимально допустимый возраст и опыт. Власти не отставали - вводили обязательные ограничения, а сотрудники ГИБДД и сейчас регулярно останавливают каршеринговые авто. Корреспондента "РГ" как-то раз дважды остановили за одну 45-минутную поездку, хотя на личном авто тормозят раз в несколько лет.

А с 1 сентября в каршеринге ввели обязательную верификацию через сайт mos.ru. Это позволяет подтвердить данные водителя даже при замене документов. Кроме того, у пользователей появился рейтинг - он рассчитывается на основе данных о манере вождения, нарушениях и штрафах. Уровень рейтинга влияет на формирование тарифа - с низким баллом придется платить больше, а с высоким можно рассчитывать на преференции. При этом за грубые нарушения водителей просто блокируют.

Юрист Русяев - о штрафах в каршеринге: Сервисы рискуют потерять своих клиентов

Заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов говорит, что все это принесло плоды и аварийность в каршеринге стабильно снижается, несмотря на растущее число пользователей и поездок. Например, за 10 месяцев этого года число ДТП с каршерингом снизилось на 6% в сравнении с тем же периодом прошлого года. При этом общее количество поездок выросло на 1 млн.

/ Александр Корольков

Мимо пробок

Почему вообще город поддерживает каршеринг? По той же причине, по которой поддерживается весь общественный транспорт - от метро и трамваев до такси и электросамокатов. Все эти виды общественного транспорта позволяют снизить число личных автомобилей, которые все вместе просто не поместятся на дорогах и встанут в глухих пробках.

"Мы видим, что благодаря каршерингу ежедневно более 100 тысяч личных машин не выезжают в город, - объясняет Ликсутов. - Чаще всего пользователи ездят на каршеринге в аэропорт или на вокзал, на работу, учебу, а также в места досуга. Это удобно - можно добраться до нужной точки и оставить там автомобиль. При этом за парковку пользователям каршеринга платить не нужно".

В Беларуси собираются ввести обязательную маркировку автомобилей каршеринга

Каждый день прокатные машины всех сервисов арендуют более 150 тысяч раз, а значит, на каждую машину приходится по несколько поездок. Общее число активных пользователей сервиса в этом году достигло 1,7 млн человек и продолжает расти.

При этом каршеринговые компании тоже меняются и уже редко предлагают только поминутную аренду. У некоторых операторов можно брать машины без оклейки в долгосрочную аренду и даже покупать машины с пробегом, которые выводят из парка.

ДТП с каршерингом в этом году стало меньше, хотя число поездок выросло

У сервиса "Ситидрайв", например, сейчас более 20 тысяч машин разных классов, включая электромобили, в шести городах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Сочи и Нижнем Новгороде. "Если говорить об общих тенденциях, то спрос на каршеринг продолжает стабильно расти год к году. Интересно, что в том числе растет спрос на автомобили премиум-сегмента, - рассказали "РГ" в компании. - Количество поездок на таких машинах увеличилось на 15% по сравнению с предыдущим годом. Также все ключевые игроки расширяют географию присутствия, что также говорит о высоком потенциале услуг краткосрочной аренды в России".

/ Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Александр Мелешенко
Кстати

Минимальный возраст для доступа к сервису у трех из четырех операторов каршеринга в Москве - всего 18 лет. То есть сесть за руль арендной машины можно, едва получив права. У одного оператора планка чуть выше - аккаунт откроют только водителям старше 19 лет минимум с одним годом водительского стажа. Впрочем, за руль собственной машины тоже можно сесть в 18.

В каршеринге Яндекса теперь можно арендовать партнерские машины
Москва Общественный транспорт