04.12.2025 12:22
Экономика

Как ульяновский "Авиастар" готовится к выпуску транспортника Ил-100 "Слон"

Текст:  Алексей Юхтанов (Ульяновск)
На смену легендарным Ан-124 "Руслан" придут новые сверхтяжелые транспортники Ил-100 "Слон", которые будут выпускать на Ульяновском заводе "Авиастар". Об этом сообщил губернатор Ульяновской области на прямой линии с жителями региона 3 декабря.
Аэродинамическая модель будущего Ил-100 "Слон". Источник / Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
Читать на сайте RG.RU

В настоящее время основными отечественными транспортниками тяжелого класса остаются существующие Ан-124. Ранее предпринимались попытки возродить их производство, которое прекратилось в 2004 году, но желаемые результаты получить не удалось.

Альтернативный вариант - разработка нового транспортного самолета. Она началась в 2016 году по заказу министерства промышленности и торговли. Контракт был подписан 31 августа 2016 года, и вскоре ЦАГИ начал работу. В кратчайшие сроки были проведены необходимые теоретические проработки, после чего публике представили основные положения проекта.

На авиасалоне МАКС-2017 был впервые продемонстрирован концепт-проект будущего тяжелого транспортного самолета под названием "Слон". Разработанный Центральным аэрогидродинамическим институтом им. Н.Е. Жуковского, этот самолет призван стать оптимальным решением для транспортной авиации будущего. Ожидается, что "Слон" сможет перевозить до 150-180 тонн груза на расстояние до 7 тысяч километров со скоростью 850 км/ч. Эти выдающиеся характеристики позиционируют ТТС "Слон" как потенциального мирового лидера в своем классе и гарантируют его коммерческую привлекательность.

С точки зрения конструкции и компоновки фюзеляжа "Слон" напоминает "Руслан", однако предусматриваются существенные отличия.

Инженеры Сибири модернизировали легендарный Ан-2

Кроме того, на предприятии намереваются наладить выпуск новых самолетов Ил-276, ранее имевших обозначение Ил-214. Средний военно-транспортный самолет, разработка которого началась в 2001 году. Первоначально проект разрабатывался совместно с Индией под названием МТА (Многоцелевой транспортный самолет). После выхода Индии из проекта, разработка продолжилась в России. Ил-276 будет способен перевозить грузы до 20 тонн на расстояние до 2000 км. Самолет планируется оснащать двумя типами двигателей: ПС-90А-76 и модернизированными ПД-14.

Для этого количество персонала придется увеличить с 12 до 20 тысяч человек. Один из способов привлечь новые кадры - строительство жилья, предназначенного непосредственно для работников предприятия. Так, по информации ПАО "Ил" в ноябре в Ульяновске началось строительство жилого многоквартирного дома для работников "Авиастара", а также ветеранов СВО и их семей.

Губернатор в ходе прямой линии сообщил, что на техническое перевооружение завода "Авиастар" потребуется 48 млрд рублей. "И хочу сказать, что уже в этом году деньги начинают поступать", - сказал он.

Глава региона отметил, что средства будут в первую очередь направлены на замену станочного оборудования. "Мы будем менять станочное оборудование, потому что сейчас сдерживает программу выпуска самолетов Ил-76 именно нехватка качественного станочного оборудования, которое бы работало не три-четыре часа в смену, а потом наладки шли, а чтобы оно работало все 24 часа в смену", - пояснил губернатор.

Завод "Авиастар" специализируется, в частности, на производстве транспортных самолетов Ил-76МД-90А и сервисном обслуживании Ан-124 "Руслан".

Кроме того

В 2026 году будет отмечаться 50-летний юбилей филиала ПАО "Ил" "Авиастар", указ об этом подписал президент Владимир Путин. Губернатор Ульяновской области объявил грядущий 2026 год Годом авиастроителя в регионе. "Авиастроение - одна из ключевых отраслей в регионе. Наш авиагигант - флагманское предприятие, где трудятся тысячи ульяновцев", - отметил Алексей Русских. По его мнению, федеральная поддержка придаст импульс развитию предприятия.

ВКС России получили новый тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А
Авиатранспорт Промышленность Ульяновская область Регионы