04.12.2025 07:59
Пермский край

Пермские депутаты предложили экономическое решение кадровой проблемы

Справедливое начисление заработной платы поможет решить кадровую проблему
Текст:  Сергей Молотов (Пермский край)
Российская газета - Экономика Большого Урала: №276 (9815)
Дефицит сотрудников на протяжении последних лет является одной из главных проблем в самых разных сферах. Вопросы привлечения молодежи и развития кадрового потенциала предприятий будет одной из важных тем и на открывающемся сегодня X Пермском инженерно-промышленном форуме. По мнению заместителя председателя Законодательного собрания Пермского края депутата от КПРФ Ксении Айтаковой, проблема лежит в экономической плоскости, но решать ее нужно на законодательном уровне.
Пермские коммунисты разъясняют свою позицию землякам не только с трибун форумов, но даже на улице. / Архив депутата
Читать на сайте RG.RU

Ксения Алексеевна, какова, на ваш взгляд, главная причина кадровой проблемы?

Ксения Айтакова: Ее корни - в отсутствии понятной для всех кадровой политики государства: развитие целых отраслей сегодня происходит без учета потребностей предприятий и организаций в квалифицированных работниках. Простой пример: только закладывая на верфи новый корабль, нужно составить штатное расписание и предусмотреть соответствующий уровень мотивации будущих членов команды. Если эти вопросы не решить заранее, то корабль, вероятно, уйдет в рейс нескоро.

Сейчас в различных сферах, в том числе и в бюджетной, нет четкого представления о том, как обеспечить работникам такие условия, которые позволили бы им жить достойно. Это не только высокая заработная плата, но и другие меры поддержки, без которых не обойтись. Как, например, смогут трудиться молодые врачи или учителя в небольших муниципалитетах, если работодатель не предоставил им квартиру? Финансовых возможностей арендовать или купить жилье у них нет. В результате люди вернутся туда, откуда приехали, или уйдут работать в другую профессиональную сферу.

Трудовой кодекс РФ не решает эти вопросы?

Ксения Айтакова: Экономические проблемы в сфере образования напрямую влияют на качество подготовки специалистов. / ЗС ПК

Ксения Айтакова: К сожалению, нет. И раз мы это осознали, значит, настало время кардинальных изменений. По моему мнению и мнению моих коллег из КПРФ, необходимо сформулировать и принять на законодательном уровне принципы государственной кадровой политики, единые для всех отраслей, чтобы трудящиеся чувствовали себя защищенными с экономической точки зрения. В первую очередь необходимо утвердить единую сетку тарификации для различных профессий, учитывающую квалификационные разряды в зависимости от выслуги лет и других показателей. Например, токари в Березниках, Красноярске или Владивостоке должны иметь одинаковый оклад. Причем эта сумма должна соответствовать современным экономическим реалиям, чтобы человек труда мог позволить себе не только самое необходимое, но и достойный отдых, оплату образования детей и удовлетворение других потребностей, которые не считаются витальными, но при этом определяют качество жизни.

Работодатели как из бюджетной сферы, так и из реального сектора экономики должны будут внедрить эти правила в модель своего бизнеса и придерживаться их в дальнейшем. При этом они могут мотивировать своих сотрудников различными дополнительными выплатами или льготами за какие-либо достижения, а также за дополнительную нагрузку. То есть платить людям больше можно, а вот меньше установленного оклада - нет.

Каким, по вашему мнению, должен быть сегодня, например, оклад врача?

Ксения Айтакова: Вместе с товарищами по фракции мы подготовили законопроект, предусматривающий законодательное закрепление в Трудовом кодексе РФ фундаментальной нормы: базовая ставка врача не может быть ниже трехкратного минимального размера оплаты труда (МРОТ). С января этого года МРОТ в России составляет 22 400 рублей до вычета НДФЛ. То есть доктор должен получать не менее 67 тысяч рублей в месяц. Как я уже пояснила, итоговая заработная плата может включать в себя помимо оклада различные поощрения со стороны работодателя. В итоге даже молодой специалист без стажа будет мотивирован начать работать по специальности, полученной в вузе.

Принципы государственной кадровой политики должны быть едиными для всех отраслей, чтобы трудящиеся чувствовали себя защищенными

Такой подход позволит разрешить системный кризис в здравоохранении. По данным Минздрава России, в стране сейчас не хватает более 23 тысяч врачей и почти 64 тысяч среднего медперсонала. Участковые терапевты - те, на ком держится первичное звено, работают на износ, перегружены в среднем на 65 процентов. Особенно тяжелая ситуация сложилась в малых городах и селах.

Наша инициатива стала ответом на закон, который буквально делает студентов-медиков крепостными. Он гласит, что все выпускники медицинских университетов и колледжей обязаны отработать три года. То есть кадровую проблему пытаются решить жесткими обязательствами вместо того, чтобы создавать достойные условия труда. Молодых специалистов лишают выбора и привязывают к месту работы, не давая им при этом никаких социальных гарантий. В советское время подход был принципиально иным: выпускник получал не просто работу, а достойную зарплату, служебное жилье, полный социальный пакет и уверенность в завтрашнем дне. Люди шли работать не из-под палки, а потому что видели перспективу, уважение со стороны государства и справедливую оценку своего труда.

А как повысить мотивацию сельских учителей?

Ксения Айтакова: Права этой категории бюджетников тоже нужно отстаивать. Мы считаем, что для сельских школ, как и для всей социальной сферы, должен быть отменен принцип подушевого финансирования, ведь от него в значительной мере зависит заработная плата учителя. О какой справедливости можно говорить, если в городских школах педагоги работают с классами, в которых не менее 25-30 учеников, а их коллеги в селе - с малокомплектными классами, где количество учеников в разы меньше, соответственно, меньше и заработная плата. Поэтому оклад учителя, как и врача, необходимо зафиксировать на определенном уровне. Выплаты за количество учеников могут быть дополнением к нему.

Помогут ли такие меры повысить качество подготовки кадров для системы образования?

Ксения Айтакова: Экономические проблемы в этой сфере напрямую влияют и на качество подготовки специалистов. Приведу пример из личного опыта: моя дочь, студентка биологического факультета классического университета, рассказывала, что вузовские лаборатории оснащены оборудованием, выпущенным в 1980-х. Денег у вуза хватает только на то, чтобы закупить реактивы для выполнения минимальной базовой программы, утвержденной Министерством просвещения РФ. О какой качественной образовательной и тем более научной деятельности можно говорить в таких условиях?

Мы с коллегами по фракции не считаем, что отсутствие необходимой материально-технической базы - проблема самого образовательного учреждения. Этим вопросом должно заниматься государство, используя, например, средства от деприватизации предприятий или увеличения ставки налогообложения на сверхдоходы богатых. Вуз в свою очередь обязан повышать качество образовательных программ и мотивировать студентов к дальнейшему трудоустройству по полученной специальности на предприятиях Пермского края.

Пермский край