04.12.2025 02:00
СФО

ИГУ реализует новые подходы в подготовке специалистов

ИГУ реализует новые подходы в подготовке специалистов
Текст:  Елена Вторушина (Иркутск)
Российская газета - Экономика Сибири: №276 (9815)
Иркутский государственный университет реализует свои образовательные проекты, побеждая в престижных конкурсах. Научный потенциал вуза, ориентированность профессорско-преподавательского состава на востребованность выпускников вуза приносят свои плоды. И решают задачи государственной важности, будь то национальные проекты или достижение технологического суверенитета России.
Студенты, обучающиеся по новой программе подготовки, на первых двух курсах проходят интенсивное обучение до уровня "джуниор" (Junior). / Из архивов ИГУ
Читать на сайте RG.RU

От юниора до архитектора систем

Благодаря убедительной победе в конкурсе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Аналитического центра при правительстве РФ - 15 е место из 50 претендентов - Иркутский госуниверситет в этом учебном году провел набор и начал подготовку продвинутых ИТ-специалистов.

В сентябре был проведен отбор среди первокурсников Института математики и информационных технологий, факультета бизнес-коммуникаций и информатики и физического факультета - и 207 студентов приступили к интенсивной учебе.

Этому предшествовала масштабная подготовительная работа.

- В течение трех месяцев наша команда пересмотрела и перестроила все образовательные программы, - рассказала руководитель проектной группы, заведующая кафедрой естественно-научных дисциплин факультета бизнес-коммуникаций и информатики ИГУ Анна Балахчи. - Сначала мы создали специальные компетентностно-ролевые модели, которые разрабатывались совместно с индустриальными партнерами университета, среди которых "Эн+", "Эн+ Телеком" и ООО "Полюс НТ". Затем к работе подключились коллеги из ведущих вузов страны, таких, например, как Московский физико-технический институт. Приняли участие в работе над программой и крупные компании: "Яндекс", Сбер, "ВКонтакте", РЖД. Они объяснили, какие специалисты им нужны, какими компетенциями они должны обладать, чтобы успешно строить карьеру.

Студенты, обучающиеся по новой программе подготовки, на первых двух курсах проходят интенсивное обучение до уровня "джуниор" (Junior). Это начальная квалификация, примерно соответствующая уровню бакалавра, то есть выпускника вуза без практического опыта. Но с базовыми знаниями инженера-программиста, системного аналитика, бизнес-аналитика и других.

Следующие два года учебы, по словам Анны Балахчи, "будут посвящены развитию опережающих компетенций".

- Освоив эти компетенции, студенты смогут уже руководить проектами, - отметила Анна Балахчи. - А это уже следующий уровень в иерархии ИТ-специалистов - "миддл" (Middle), то есть топ-специалист. Чтобы достичь такого уровня за время учебы в вузе, необходимо научиться разрабатывать реальные кейсы, практиковаться в компаниях, участвовать в командных проектах. И все это предусмотрено в нашей новой программе.

В качестве преподавателей университет приглашает практиков, которые учат совсем не на модельных задачах из учебников. Приемы создания программного обеспечения, программирования, алгоритмизации и другие практические навыки постигаются на реальных кейсах компаний. Так что к завершению каждого предметного курса у студентов в портфолио должны быть готовые производственные проекты.

Еще один важный аспект подготовки специалистов в сфере информационных технологий - увеличение количества практик. То есть работа не в университетских аудиториях, а в компаниях - партнерах ИГУ. И чтобы максимально подготовить студентов к встрече с реальными задачами, в учебную программу добавлены факультативы - например, "Командная проектная разработка", где учат управлять коллективом, ставить задачи, преодолевать конфликты, развивать системное мышление.

- Таким образом, к окончанию университета студенты получат квалификацию Middle, - уверена Анна Балахчи. - И могут уже не просто качественно решать поставленные задачи, но и руководить проектной группой. И еще одно важное внедрение в программы обучения - по всему блоку мы вводим вайб-кодинг. Это приобретение навыков программирования с помощью искусственного интеллекта. И здесь развивается позиция отношения к ИИ как к партнеру: ты ему грамотно ставишь задачи, а он автоматизирует решение как минимум рутинных задач.

У госуниверситета уже есть опыт реализации подобных проектов. Так, в 2023 году по рекомендации Минобрнауки преподаватели ИГУ, по словам Анны Балахчи, "перевернули программы образования айтишников с ног на голову". С первого курса начиналось интенсивное освоение профессии, а общеобразовательные университетские дисциплины - историю, философию и другие - перенесли на старшие курсы. Такая траектория обучения принесла свои результаты: во первых, практически все третьекурсники по профилю "Информационные технологии" сейчас уже трудоустроены в ведущих компаниях региона, а преподаватели общих дисциплин говорят, что с ними намного интересней проходят занятия - это уже взрослые, зрелые люди, которые понимают, для чего им нужны знания, имеют свое мнение и желание разносторонне развиваться.

Химия - жизнь!

В этом году химический факультет ИГУ принял участие в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ и получил субсидию на реализацию проекта "Комплексное усовершенствование образовательной системы подготовки профессиональных кадров по направлению новых материалов и химии в Иркутской области".

Во время школьных каникул на факультете проходят "профессиональные пробы". Их участникам предлагается примерить на себя роль студента-химика. / Из архивов ИГУ

Таким образом, ИГУ влился в федеральный проект опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии Минобрнауки, который является частью национального проекта "Новые материалы и химия".

- Победа далась непросто, - признался декан химического факультета Алексей Вильмс. - Конкурс проводился в две волны, и в первую наша заявка была отклонена, а победа досталась нашим коллегам из технического университета. Однако неудачи мобилизуют. Наша команда усилила проект, увеличила количество мероприятий. Мы представили совершенно новую по качеству заявку - и она была поддержана. ИГУ вошел в пятерку победителей, причем с наилучшими показателями по баллам, опережая даже федеральные университеты. К слову, это был своего рода дебют. Опыт в написании научных проектов у нас, конечно, большой, а вот образовательный на столь высоком уровне мы заявили впервые.

Проект направлен на стабильное развитие отрасли новых материалов и химической промышленности, и его важной частью обозначена подготовка квалифицированных специалистов по программам среднего профессионального образования. Так, в следующем учебном году будет открыт набор в колледж ИГУ по наиболее востребованным химическим направлениям.

- Важно, чтобы программы подготовки отвечали запросам отрасли, - отметил декан факультета. - С учетом проектируемых новых производств средне- и малотоннажной химии в создаваемом Федеральном центре химии (г. Усолье-Сибирское), запуска Иркутского завода полимеров, планов по расширению существующих производств рост дефицита кадров рабочих специальностей очевиден.

Также одна из ключевых задач проекта - популяризация химических специальностей и профориентация школьников и абитуриентов. Эта работа уже давно ведется на химфаке: и популярные лекции для всех желающих, и дни открытых дверей. Но благодаря нацпроекту ее удалось существенно расширить. Во время школьных каникул на факультете проходят "профессиональные пробы". Их участникам предлагается примерить на себя роль студента-химика. При этом никаких лекций - только чистая практика.

Кроме этого, в рамках проекта предстоит развивать дополнительное образование. Причем как для школьников, так и для учителей химии. Первым будет предложено обучение профессии химлаборанта с получением третьего разряда, а вторым - повышение квалификации.

- Учитель - ключевая фигура в популяризации предмета, - уверен Алексей Вильмс. - Будем учить их говорить просто о сложном, вовлекать детей в науку, вводить в курс самых современных трендов химии. Именно с помощью педагогов мы сможем выстроить образовательную траекторию, начиная со школы: сначала зарождение интереса к этой области знаний, затем - подготовка к экзамену, поступление в колледж или вуз, практика на профильных предприятиях региона и, наконец, работа на этих химических производствах.

Одним из условий участия в конкурсе Минобрнауки России было наличие у вуза индустриальных партнеров, готовых поддержать предлагаемые проекты. У госуниверситета такие, конечно, есть: АО "Фармасинтез" и ООО "ИНК". Предприятия, заинтересованные в притоке квалифицированных кадров, уже много лет рядом.

Благодаря этому сотрудничеству химфак ИГУ значительно продвинулся в решении еще одной задачи проекта - создании аналитического центра.

- Центр формируется на базе кафедры аналитической химии, которая в перспективе станет кафедрой аналитической и фармацевтической химии, - поделился Алексей Вильмс. - То есть базовой кафедрой для нашего основного индустриального партнера - АО "Фармасинтез". Мы будем готовить специалистов высокой квалификации для центров по разработке и внедрению новых лекарственных препаратов. А на базовой кафедре будет открыт новый профиль подготовки специалистов - "фармацевтическая химия". На приемной кампании 2026 года стартует первый набор студентов на новый профиль.

Сейчас в аналитическом центре завершается ремонт помещений. А уже в декабре ожидаются финальные поставки современной лабораторной мебели и оборудования. Вскоре здесь появится несколько лабораторий: физико-химических методов анализа; гидрохимии; хроматографических методов анализа, оснащенных по последнему слову химической науки. •

Справка "РГ"

Проект "Комплексное усовершенствование образовательной системы подготовки профессиональных кадров по направлению новых материалов и химии в Иркутской области" реализуется совместно с Министерством образования Иркутской области, Федеральным исследовательским центром Иркутского института химии СО РАН. Проект рассчитан на два года (2025-2026), общий объем финансирования - 30 миллионов рублей.

СФО Иркутская область Алтайский край Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Томская область Тыва Хакасия