04.12.2025 19:32
Экономика

Восемь из десяти предприятий торговли в России испытывают дефицит кадров

Текст:  Софья Ефремова
Медианная заработная плата в розничной торговле выросла на 13% за год - с 51,6 до 58,4 тысячи рублей, свидетельствуют данные hh.ru. При этом восемь из десяти предприятий торговли характеризуют ситуацию с подбором персонала как кадровый дефицит, сообщает пресс-служба сервиса по поиску работы SuperJob.
Читать на сайте RG.RU

Ретейл занимает первое место среди отраслей с наибольшим числом вакансий в России по итогам ноября 2025 года, опережая промышленность, строительство, логистику и общепит. Однако спрос на кадры остается неудовлетворенным: на одну вакансию продавца-консультанта приходится всего 2,1 резюме, товароведа - 3,0, мерчандайзера - 3,0, администратора магазина - 3,1, приводит статистику пресс-служба сервиса по поиску работы hh.ru.

Автоматизация меняет структуру потребности в кадрах, но не решает проблему полностью. "Монтаж шести автоматизированных касс позволяет сократить трех кассиров, оставив только одного на обычной кассе и одного контролера, который помогает покупателям и авторизует определенные покупки", - объясняет к.э.н., профессор кафедры рекламы университета "Синергия" Сергей Зайнуллин. Реальная потребность в неквалифицированном персонале сокращается, но при этом растут требования к операционным процессам.

"Растущие требования к операционным процессам - внедрение новых технологий, маркировка и усиление контроля качества - повышают планку для сотрудников", - комментирует директор по персоналу Fix Price Антон Максименко. Он предлагает решать этот вопрос не только за счет найма, но и с помощью внутреннего обучения, системы подработок и автоматизации процессов.

Голикова: В РФ число безработных фактически равняется числу вакансий на рынке

Другая проблема в ретейле - высокая текучесть персонала. Неквалифицированному персоналу зачастую платят низкую зарплату, люди работают в тяжелых условиях с большим количеством переработок, которые официально не оплачиваются, и массово уходят, поясняет Зайнуллин.

Так, по данным пресс-службы hh.ru, самой востребованной позицией остаются продавцы-кассиры, а их медианная заработная плата составляет всего 56,4 тысячи рублей, максимальные значения достигают 89,6 тысячи. На втором месте по востребованности - администраторы магазина и торгового зала с медианной зарплатой 70 тысяч рублей. Третье место занимают мерчандайзеры, которые получают в среднем 50 тысяч рублей. Директорам магазинов предлагают 89,1 тысячи рублей, товароведам - 64,3 тысячи. Самую высокую медианную зарплату в отрасли получают супервайзеры - 102,4 тысячи рублей.

Работодатели же все чаще переходят от повышения зарплат к другим стратегиям удержания персонала. В 2025 году компании сосредоточены не только на активном поиске новых сотрудников, но и на удержании штатных специалистов, отмечает директор направления "Благополучие и опыт сотрудников" компании "Лемана ПРО" Андрей Скрябиков. Сохранение квалифицированных кадров и их экспертизы стало ключевым трендом года.

По мнению эксперта, если заработная плата серьезно отклоняется от медианы рынка, это значительно сужает воронку подбора кадров. "Однако важно учитывать не только оклад, но и совокупный доход сотрудника. Он включает в себя не только базовую зарплату, но и дополнительные опции, например, компенсацию питания, социальные льготы по покрытию транспортных расходов, софинансирование ипотеки, ДМС и компенсацию мобильной связи", - уточняет Скрябиков. Все это помогает снизить финансовую нагрузку и улучшить благосостояние работника.

В Росстате назвали топ-5 сфер экономики с зарплатой выше 180 тысяч рублей

Средний срок закрытия вакансий в сфере услуг и ретейла у российских работодателей занимает от 2 до 4 недель в зависимости от позиции и категории работника, по данным Skillaz. Чем сложнее или ответственнее позиция, тем больше времени требуется для поиска кандидата в 2025 году.

Параллельно растет значение специалистов, которые не работают непосредственно в магазинах. "Вклад аналитиков и категорийных менеджеров и прямо отражается на результатах компании", - говорит Максименко. Отдел аналитики дает точный прогноз спроса, выявляет, какой ассортимент оптимален и востребован, логистика становится эффективнее. А от работы категорийных менеджеров зависит, какие продукты будут на полках магазина. "Особенно это важно для молодой аудитории, которая выбирает не просто продукт, а идею, стоящую за ним. Компании, которые не обновляют ассортимент, рискуют уступить конкурентам", - рассказали эксперты Fix Price.

Категорийный менеджер первым замечает, когда на рынке появляется свободная ниша, инициирует создание или закупку продукта. Это одновременно маркетолог и аналитик, который следит за спросом, оценивает эффективность товарной матрицы и формирует ассортимент на перспективу. Заработная плата таких специалистов, по данным SuperJob, может достигать 250 тыс. рублей, что выше зарплаты директора магазина почти в два раза - сегодня им предлагают максимум 137,8 тыс. рублей.

Эксперт Малиновская рассказала о требованиях зумеров к своему рабочему месту
Зарплата