05.12.2025 03:00
Культура

Московский Рэп-театр играет русскую классику и детские сказки

Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №275 (9814)
На малой сцене Московского Губернского театра 21 ноября прошла премьера хип-хоп-спектакля "Ревизор. Комедия в стихах", основанного на текстах известного рэпера Льва RE-pасКиселева, основателя и худрука московского Рэп-театра.
Рэп-номера в спектакле чередуются с сценами из романа. / Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

Чемпион по фристайлу

Рэп, он же хип-хоп - музыка не для всех. А для многих и вовсе не музыка. Ее трудно воспринимать людям, привыкшим к тому, что у песни, например, должен быть осмысленный текст, а не подчиняющийся однообразному ритму поток слов. Не всегда связанных смыслом и рифмой, но зато с матом через запятую. Да и ритм - это отнюдь не все оформление песни, должна быть и мелодия.

Но, оказывается, есть и хип-хоп по Достоевскому.

"Люди делятся на два разряда / На низших, заурядных .../ и тех, / кто может сказать новое слово в своей среде". Эти слова на исписанной граффити сцене декламирует человек в мятой шляпе и мешковатом пальто, а мрачный мужчина в кожанке задает ему вопрос: "Не много ли необыкновенных, таких, что резать имеют право?" Перед нами Родион Раскольников, излагающий свою теорию следователю Порфирию Петровичу, сцена из рэп-оперы "Преступление и наказание" московского Рэп-театра.

Лев Киселев начинал с уличных тусовок, писал и "качал" рэп, как все. Но это быстро наскучило, начался рэп-фристайл - соревнование на быстроту и качество импровизации. МС RE-pас - это "ник" Киселева - побеждал в турнирах по фристайлу, проводил фестивали, писал альбомы. Создал студию, где учил - и до сих пор учит быстро и в рифму мыслить под ритм.

Дмитрий Певцов о постановке Панкова: Начинается новая история "Ленкома"

"В какой-то момент я понял, что в одном треке (песне. - Ред.) мне тесно", - говорит Лев. "Захотелось не просто в рифму рефлексировать, а брать в сюжет еще персонажей, вести их линии, искать каждому его стиль..."

Изучив иностранный опыт, сыграв Прометея в хипхопере "Орфей и Эвридика", RE-pас в 2022 году выиграл грант мэра Москвы с проектом рэп-оперы. Тут и начался театр.

Глава в треке

"Преступление и наказание" - история сама по себе, считает Лев, маргинальная: проститутки, убийства, копы... Лев подбирал сюжет под репутацию жанра. Но вместо ожидаемых рэперских разборок зритель получает разборку Раскольникова со старухой-процентщицей: "Он поднял топор, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, старухе по темени ударил...". Все в ритме и в особую, стилевую рифму - но при этом можно водить пальцем по странице романа Достоевского, отслеживая точность цитирования. Наблюдая актера, носящегося по сцене с топором.

RE-pac в 2022 взял Грант Мэра Москвы на проект рэп-оперы

В этой опере около 20 рэп-арий, перемежающихся, как во всякой опере, диалогами. Режиссер спектакля Захар Насакин и мастер рифмовки Лев Киселев, обсуждая инсценировки, решали, где будет драматически обыгранная проза, а что возьмет на себя трек. Через две ночи Лев приносил текст трека, который оставалось только оформить сценически.

"Мы хотим полной достоверности, стремимся сохранить дух и даже букву оригинала, хотим показать, что рэп может это донести, как мало какой стиль", - говорит RE-pас.

/ Сергей Куксин

Строка рэпа устроена так, что может вместить в себя целую фразу, а четверостишие вместит и небольшой рассказ. В трек - где-то цитируясь, где-то в изложении - может войти целая глава или даже самое важное из нескольких. Письмо Пульхерии Раскольниковой о взаимоотношениях Дуняши и Свидригайлова в книге устанешь листать. "Упакованное" в трек, произносимый в темпе речитатива, оно занимает в спектакле менее трех минут (сопровождаясь балетом на другом краю сцены, живой иллюстрацией к мытарствам сестры Родиона). Как и "забойный" номер "Убийца", доносящий до нас диалог Раскольникова с опознавшим его мещанином. Так за полтора часа перед зрителями усилиями авторов и артистов в темпе рэпа проходит роман.

Дель арте без мата

RE-pас в рэперской среде известен в том числе неприязнью к мату, без которого для многих и рэп не рэп. Думается, Киселев в том числе и поэтому отказался от идеи привлечь к постановке ради аутентичности настоящих рэперов: те, незнакомые с театральной субординацией, на репетициях спорили с режиссером не жалея слов. Так в труппу попали молодые актеры, вчерашние выпускники Щепкинского, ГИТИСА, ИСИ и не только, которые кроме репетиций должны ходить и на "рэпетиции". Это мастер-классы, где Киселев объясняет и показывает, как управлять дыханием при читке, как синхронизировать движение с текстом, чтобы тот мог внятно исполняться в высоком темпе.

Балет "Щелкунчик" можно будет увидеть в кино

Все спектакли Рэп-театра - разножанровые и рассчитаны на разного зрителя. Если "Преступление и наказание" - драма, то "Идиот" - комедия дель арте с актерами в масках. "Ретрит" - комедийный мюзикл на злободневную тему "обретения дзена". "Снежная королева" - красивая семейная сказка...

И это все речитативы, это все литературно прописанный рэп, но без распальцовок, а среди декораций, в театральных костюмах и без. С танцами и акробатикой. А в "Ретрите" актеры не только поют и танцуют, но и держат планку, сидят в позе лотоса и даже стоят на гвоздях.

На спектакли в небольшом зале Культурного центра ЗИЛ, где с 2022 года дает спектакли труппа Рэп-театра, приходят и студенты, и сорокалетние кандидаты наук, и мамы с детьми.

Кстати, все спектакли одноактные. Тут понимают, что слушать рэп в течение трех часов неподготовленному зрителю, а тем более ребенку - трудно.

Дайте сцену

В этом году RE-pас написал треки для трех постановок. Почти одновременно с Губернским театром 15 ноября в Красноярском музыкальном театре прошла премьера технодрамы "Герой нашего времени". В Государственном театре кукол в Барнауле 30 октября команда Рэп-театра выпустила спектакль "Слово о полку Игореве" в переложении академика Дмитрия Лихачева и номерами Льва Киселева. К весне Лев допишет треки для спектакля "Воскресение" по Толстому для самого Рэп-театра.

Опера Родиона Щедрина "Мертвые души" вернулась в Большой театр

А на что последний живет и работает? Для постановки "Идиота" Киселев еще раз выиграл грант мэра Москвы. Театр зарабатывает на фестивалях, за 4 года побывав в Петропавловске-Камчатском, в Ижевске, Иркутске, Калуге, Нижнем Новгороде... "Рэперы" выступали на сцене Театра Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге, участвовали в книжном фестивале "Красная площадь". Одна из важнейших задач Льва Киселева сегодня - найти театру достойную площадку. КЦ ЗИЛ скоро закроется на реконструкцию.

"Я читала книгу три года назад и поняла, что многого не помню, - говорила после спектакля "Преступление и наказание" второкурсница МГПИ Алена Симоненко. - Теперь обязательно перечитаю".

Досье

Рэп-театр - проект, основанный в 2022 году поэтом и рэпером Львом RE-pас Киселевым. В репертуаре 4 спектакля: "Преступление и наказание", "Идиот", "Ретрит", "Снежная королева". Спектакль "Преступление и наказание" в 2023 году стал лауреатом Большого детского фестиваля, получил 6 номинаций премии "Музыкальное сердце театра" и был отмечен в лонг-листе премии "Золотая маска". "Идиот" победил в БДФ в 2024 году в номинации "Лучший музыкальный спектакль для детей в старшей возрастной категории".

Акция

В 2022 году Лев Киселев побывал в ЛНР, где общался с подростками, пережившими военные действия в Луганской и Донецкой народных республиках. На основе их воспоминаний Лев писал песни. Они стали основой для спектакля "Цветы под градом", в котором участвовали сами ребята. Премьера прошла в Москве в феврале 2023 года.

Музыкальный театр