Вместе с Самарским театром оперы и балета, в последние годы регулярно навещающим Москву, фестивальная сцена позволила увидеть балетные труппы из Уфы и Улан-Удэ и Детский театр балета "Щелкунчик" из Екатеринбурга. У каждого из этих коллективов - собственная история. И, как показали выступления в столице, собственное лицо.
Бурятский театр оперы и балета уже не первый раз показал в Москве "Талисман". Эта фантазия современного хореографа Александра Мишутина на тему популярного балета Мариуса Петипа и Риккардо Дриго, в котором блистала Матильда Кшесинская, несколько лет назад стала сенсацией фестиваля "Золотая маска". Но тот показ спектакля в Москве угодил в последние дни перед пандемией, увидеть его удалось не всем. Между тем этот "Талисман" представил хореографа, хорошо понимающего стиль старинного балета, умеющего совместить его с требованиями сегодняшнего зрителя и возможностями труппы.
Перекроив либретто (четыре акта сокращены до трех), Мишутин максимально усложнил собственную жизнь: возрожденный "Талисман" - это трехчасовой марафон, в котором, как в калейдоскопе, сменяют друг друга разнообразные массовые, малоансамблевые, дуэтные и сольные номера, лишь немного разреженные короткими мимическими объяснениями героев.
Бурятский балет бесконечно далек от всемогущества императорских театров, для которых возводилась махина оригинального "Талисмана". Но решимость и собранность труппы в преодолении препятствий придают спектаклю кураж, а за время, прошедшее с премьеры, сформировались артисты, которым по плечу виртуозные ведущие партии в этом балете. Александра Богданова (Нирити), Харука Ямада (Дамаянти), Алдар Болтанов (Нуреддин) и Эльдар Ванданов (Вайю) - это танцовщики, за которыми хочется наблюдать не только в перипетиях любовной интриги дочери повелительницы небесных духов и индийского магараджи, но и в целом в их профессиональном развитии.
Эксклюзивный спектакль привез в Москву и Башкирский театр оперы и балета. Партитуру балета "Семь девушек" театр заказал местным специалистам - композитору Галине Зигановой и хореографу Ринату Абушахманову. В основу балета положены старинные народные предания, отражающие космогонические представления о мире древних башкир. В либретто (оно написано совместно Зигановой и Абушахмановым) они в соответствии с требованиями балетной сцены соединены с любовной историей и противостоянием двух героев, борющихся за прекраснейшую среди семи сестер.
Национальный характер "Семи девушек" ясно прослеживается в музыке. Менее очевиден он в хореографии, хотя ключом к нему мог бы послужить знаменитый танец "Семь девушек" Файзи Гаскарова из репертуара Ансамбля народного танца Башкирии. Вероятно, в поисках более современного и оригинального пластического решения Абушахманов мечется между героическим стилем Григоровича и плакатной эстетикой Эйфмана, временами соскальзывая к приемам советского драмбалета. При этом у хореографа не получается отжать из этих образцов пятидесяти-, а то и девяностолетней давности живую воду для оживления собственной фантазии - он использует их, как промышленный шаблон.
В двухактном балете не находится комбинаций, которые можно унести с собой на память. Запоминаются лишь ответственность Рустами Исхакова (Дэв), Расиля Сагитова (Акбулат) и Валерии Исаевой (Яугуль) и всей труппы, которая выглядит вполне современной и по внешним данным, и по выучке, что лишь подчеркивает уставший схематизм постановки.
В отличие от академических оперных театров, показывавших спектакли на Новой сцене Большого театра и в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, муниципальный Екатеринбургский детский театр балета "Щелкунчик" выступал в столице вдали от центра. В Губернском театре в Кузьминках он дважды представил собственную версию "Петрушки" Стравинского.
У небольшого, но стойкого театра (его история насчитывает 37 лет) основные исполнители - дети. У коллектива нет возможности показывать спектакли под живой оркестр, он завоевывает зрителя другим. Его "Петрушка" соединяет хрестоматийную партитуру Стравинского с пьесами его современника Николая Черепнина из фортепианного цикла "14 эскизов к "Русской азбуке в картинках" Александра Бенуа", таким образом расширяя пространство ассоциаций с "Русскими сезонами" и классической постановкой балета. При этом новое либретто Богдана Королька перемещает действие в реальность современной школы, где один из учеников ощущает себя тряпичным Петрушкой, запертым в коробке с другими игрушками (сценограф - Сергей Рябов).
Этот поворот истории позволяет органически передать действие детям, для которых Сабина Алиева и худрук театра "Щелкунчик" Петр Базарон сочинили балет о взаимоотношениях подростков, о взрослении и поисках себя. В этом "Петрушке" под фонограмму, со скромными декорациями и костюмами, живая душа, с энергией, фантазией, волей и заразительностью.
Нынешний фестиваль "Видеть музыку" и запомнится тем, что он нашел этого "Петрушку" и дал возможность увидеть его в Москве.