Из текста законопроекта исключен ранее предложенный вариант наделять глав регионов правом принимать решение о передаче территориальному фонду ОМС полномочий страховых медицинских организаций на срок не менее трех лет. При этом в законе сохраняется норма, согласно которой территориальный фонд будет осуществлять функции страховщика только в том случае, если в регионе полностью отсутствуют страховые медицинские организации, включенные в соответствующий реестр. Речь идет о Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях.
Сохраняется принцип, по которому средства федерального фонда ОМС направляются в региональные фонды, а те заключают договоры со страховщиками. Последние сохраняют свою роль посредников между пациентами и медицинскими учреждениями. Среди их задач - защита прав застрахованных, информирование о необходимости прохождения диспансеризации и профосмотров, проверка объемов, качества и сроков оказанной медицинской помощи.
"Сохранение роли страховых медицинских организаций (СМО) в системе обязательного медицинского страхования имеет важное значение для обеспечения здоровой и конкурентоспособной системы здравоохранения в нашей стране, - заявил "РГ" вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Роман Щеглеватых. - СМО, создавая конкурентную среду, способствуют улучшению качества медицинской помощи через выбор лучших компаний, а наличие нескольких страховщиков мотивирует их повышать качество услуг и клиентскую поддержку, что в конечном итоге влияет на общий уровень медицинского обслуживания".
При передаче функций СМО территориальным фондам ОМС подобного выбора у пациентов не было бы, добавляет эксперт. Такая передача неминуемо привела бы к централизации управления и снижению уровня конкуренции, что, в свою очередь, негативно отразилось на качестве и доступности медицинской помощи.
"СМО стали связующим звеном между пациентом и медицинской организацией. Каждый случай, каждая жалоба разбирается ими детально. Это всесторонняя независимая экспертиза и адресная отработка каждой ситуации в отдельности.
Исключение из системы ОМС института страховых представителей ограничило бы права и возможности пациентов на получение качественной и доступной медицинской помощи, основы пациентоориентированности были бы утрачены, заключил Щеглеватых.
По мнению страхового сообщества, предложенные законопроектом изменения не только несли системные правовые и финансовые риски, но и непосредственно угрожали социальной стабильности, а также деградации действующих механизмов защиты прав пациентов и роста социального недовольства из-за ухудшения доступности и качества медицинской помощи.