07.12.2025 18:30
Экономика

В России стремительно растут продажи азиатских продуктов

Текст:  Татьяна Карабут
Российская газета - Федеральный выпуск: №278 (9817)
Тренд на азиатскую кухню, о котором еще несколько лет назад говорили преимущественно в столицах, сегодня заметен по всей стране - и в торговле, и в общепите. В крупных продовольственных сетях восточная полка перестала быть нишевой экзотикой и превратилась в полноценное направление, а в меню ресторанов давно закрепились азиатские блюда.
Читать на сайте RG.RU

По оценкам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), за последний год продажи таких продуктов, включая готовые блюда и ингредиенты (рис, лапшу, чечевицу, приправы для восточных супов), выросли в среднем на 10-40% в зависимости от категории. "Можно говорить о устойчивом тренде на восточные вкусы, который формирует новую полку в продовольственной рознице", - утверждает председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.

Этот тренд отражается не только в готовых решениях, но и в свежих продуктах. В ассортименте торговых сетей закрепились популярные в восточной кухне виды грибов: эноки, шиитаке, шимеджи, эринги, кордицепс, ежовики, портобелло. Еще несколько лет назад это была нишевая экзотика, а сейчас такие позиции занимают заметную долю ассортимента свежих грибов.

Российские производители запускают собственные линейки азиатских соусов и пасты

Ряд крупных торговых сетей уже выделяют азиатский ассортимент в отдельные разделы на онлайн-витринах по аналогии с товарами для здорового образа жизни или спортивного питания. В этих разделах представлены соусы и заправки, лапша и гарниры, рис, специи, снеки и сладости, кокосовые продукты, морепродукты, овощи и фрукты, тофу, замороженные продукты и готовые блюда: суши, роллы, вок, корейские салаты, азиатские супы. В суповой категории присутствуют том-ям, фо-бо, рамен.

Исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков отмечает, что тренд подхватили и российские производители, запуская собственные линейки соусов и пасты (соевый, шрирача, кисло-сладкий, рисовый уксус, васаби, пасты мисо и т.д.).

Эксперт Зотова: Новый год - не повод наращивать долговую нагрузку

Отдельная история - спиртные напитки. Президент гильдии производителей алкоголя "Алкопро" Андрей Московский говорит, что в 2025 году соджу (традиционный корейский алкогольный напиток крепостью от 13 до 45%) официально вышло из разряда трендов и стало полноценной категорией: "Рынок соджу в России вырос более чем вдвое - и это всего за девять месяцев 2025 года". Повышенный спрос на соджу подтолкнул российских производителей к выпуску собственных версий, что снизило долю импорта. По словам Богданова, ассортимент соджу в торговых сетях в зависимости от формата магазина насчитывает от одной до 20 товарных позиций на начало декабря 2025 года.

В ресторанах ситуация неоднозначная. Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров подтверждает общий тренд смещения спроса от Запада к Востоку. Но считает, что сильнее растет запрос на локальные российские продукты. По его словам, растущий спрос на путешествия внутри страны формируют ожидание региональной еды.

Сдвиги ощущаются и во внешней торговле. Председатель Российско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич отмечает рост поставок на 30-50% в натуральном выражении мангустинов и питайи из Вьетнама, дуриана из Таиланда.

Россияне стали смотреть азиатский контент в среднем на три часа больше
Товары и цены