Традиционная розница, по сути, встала на сторону крупных банков, пытающихся вынудить онлайн-площадки отказаться от субсидирования промоакций для потребителей и запретить им снижать цены при оплате товаров картами своих дочерних банков.
Маркетплейсы навязывают потребителям и продавцам услуги своих банков, считают авторы письма. Они рекомендуют обратить внимание на опыт США, Китая и Турции, где возможности маркетплейсов ограничены законодательно. Власти этих стран обязали онлайн-площадки "вывести финансовые сервисы в отдельный регулируемый периметр либо запретили владение кэптивными финансовыми структурами".
Отечественные банкиры жалуются, что банки, связанные с маркетплейсами, получили конкурентное преимущество по сравнению с ними. Заявляла об этом и глава Банка России Эльвира Набиуллина, направившая письмо в Минэкономразвития РФ. По ее мнению, скидки, которые предоставляют собственные банки этих площадок, создают не вполне честные условия конкуренции.
Недовольство офлайн-сетей связано еще и с тем, что крупные маркетплейсы дают иностранным продавцам, преимущественно из Китая, более выгодные условия, чем отечественным. Любопытное сравнение из уст одного из продавцов приводит Ассоциация поддержки и развития интернет-торговли (АПРИТ):
"Ну вот, пошил я в Иваново постельное белье и могу его выставить на "ОЗОН" с комиссией 43% + УСН 7% + НДС 5% = 55%. А китайское постельное белье продается по ставке 15%, про УСН и НДС китаец и не слышал даже. Итоговая комиссия = 15%. Значит, российский бизнесмен платит 55% расходов, а китайский 15%. С российского бизнесмена бюджет получает 12%, а с китайского 0%".
К тому же, в отличие от крупных офлайн-ретейлеров, маркетплейсы могут пользоваться налоговой оптимизацией, так как от 40% до 60% сотрудников онлайн-платформ являются самозанятыми, развивает тему совладелец сети "Леонардо" Борис Кац. Интересное получается кино...
"Скажите, пожалуйста, почему вы допускаете притеснение отечественных производителей иностранными компаниями на нашей территории? - с таким вопросом к основательнице крупнейшего маркетплейса страны Wildberries Татьяне Ким обратились текстильщики из Иванова, которые первыми среди продавцов вынесли свои мысли в публичное пространство. - Сейчас настало время обеспечить поддержку и лояльность нашим соотечественникам, а не зарубежным бизнесменам. Мы настаиваем на этом решительно и убедительно".
Мнение ивановских производителей разделяют офлайн-ритейлеры. Сложившаяся ситуация "наносит прямой ущерб российским производителям", сказано в их письме. В качестве выхода они предлагают форсировать принятие нормы об уплате НДС при ввозе из-за рубежа физлицами товаров, заказанных в онлайне.
"Мы не ограничиваем ни один банк в развитии их программ лояльности", - уверяет в свою очередь Татьяна Ким, подчеркнув, что банки маркетплейсов работают легально. Ситуацию она видит так: "финтех-сервисы маркетплейсов существуют как неотъемлемая часть бизнеса для скорости и удобства селлеров и потребителей".
Второй крупнейший игрок на рынке Ozon назвал инициативу банков об отмене скидок на маркетплейсах "непродуманной, нарушающей принципы честной конкуренции". В компании также пояснили, что продавцы сами выбирают модель работы с платформой.
Всех ли устраивают существующие модели, большой вопрос. Предлагаемые платформами индивидуальные условия являются угрозой для селлеров, так как их неисполнение приводит к существенным штрафам и даже банкротству, указывает, например, Борис Кац. Да и за понятием "скидка" может скрываться нечто большее.
"Скидкой это было бы, если на витрине были цены без скидки, а потом вас ждал бы сюрприз за оплату через спецкарту. Так что никаких скидок: просто, если не платить через дочерний банк, то вас ждет неприятный финансовый сюрприз. Но как обычно маркетплейсы пользуются уловками, чтобы выдать это за скидку", - написал в своем Telegram-канале совладелец группы компаний DNS Дмитрий Алексеев, которая, по его словам, была вынуждена покинуть маркетплейсы. Только собственная розница позволяет "честно конкурировать по цене, сохраняя белую модель бизнеса", заключает Алексеев.
По мнению eCommerce-эксперта Алексея Петровского, ключевая манипуляция - представление комиссии как "скидки". "В реальности это surcharge (доплата. - Прим. ред.): базовая цена действует только при оплате кошельком маркетплейса, а плата картами банков фактически становится финансовым штрафом, - пишет он в соцсетях. - На этом фоне возникает регуляторный арбитраж: банки несут тяжелые требования по резервам, комплаенсу и кибербезопасности, тогда как финтех маркетплейсов работает в режиме "лайт-надзора", что делает конкуренцию объективно неравной".
Петровский констатирует: сейчас селлеры находятся в кабальной зависимости от маркетплейсов. Согласен с ним представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов, отметивший, что маркетплейсы "уничтожают другие каналы продаж при помощи субсидий и скидок". Кстати, в чатах и пабликах больше всего платформам достается от продавцов за "агрессивное снижение цен… за счет селлеров, для которых увеличиваются размеры комиссий и штрафов". А с ростом комиссии интернет-площадок дорожают товары для потребителей, напоминает Борис Кац.
"Скидки должны оставаться нормальным коммерческим инструментом, а не механизмом вытеснения конкурентов за счет кросс-субсидирования", - так высказался по этому поводу гендиректор ПАО "М.Видео" Феликс Либ.
Ситуацию с банками и маркетплейсами власти взяли на контроль. Обсуждают ее и в Госдуме. Там создана рабочая группа, которая изучает доводы и предложения сторон. По мнению главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, маркетплейсы "не должны быть ангажированы банком, который получает преимущество, причем нерыночное преимущество при оказании финансовых услуг".
На заседании Госдумы он обратился к Федеральной антимонопольной службе с просьбой проверить действия маркетплейсов и банков. Сейчас ФАС изучает сложившуюся ситуацию, сообщил Аксаков. И если будет принято решение уравнять права всех банков при взаимодействии с маркетплейсами, то в законодательство внесут изменения. Они обяжут инфраструктуру предоставлять равные условия, в том числе тарифные, для всех участников финансового рынка.
"Я не против скидок, они должны действовать, на здоровье, если маркетплейсы считают, что таким образом они стимулируют приток граждан покупать товары и услуги. <...> Но должны быть равные тарифы, одинаковые для всех", - заключает Аксаков.