08.12.2025 14:45
Общество

В Воронеже скончался легендарный авиастроитель Анатолий Супонецкий

Текст:  Татьяна Ткачёва
Ветеран Воронежского авиазавода (ВАСО) Анатолий Супонецкий, руководивший окончательной сборкой самолетов, умер на 82-м году жизни. Он проработал на предприятии более 60 лет, был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. На пенсию ушел лишь прошлым летом, отпраздновав юбилей.
Анатолий Супонецкий не боялся быть ярким и запомнился коллегам меткими замечаниями / Филиал ПАО "Ил" - ВАСО
Читать на сайте RG.RU

При участии Анатолия Исааковича в Воронеже осваивали выпуск первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 и широкофюзеляжных Ил-86, делали "президентские" Ил-96, выстраивали важное для сохранения предприятия партнерство в работе над российско-украинским Ан-148. В последнее десятилетие его работа была связана с отечественным "грузовиком" Ил-112В.

Супонецкий с 1985 года возглавлял седьмой цех, откуда новые машины под "Прощание славянки" торжественно провожали на летные испытания всем заводом. А когда ушел с руководящего поста, стал помощником начальника, передавая бесценный опыт и вдохновляя коллектив, где его знали все - от простых рабочих до директоров. Он не боялся быть ярким, в том числе внешне, и умел в остроумной и емкой форме высказать то, что другие не могли или не решались сформулировать. На предприятии с уважением вспоминают его мудрые резюме на диспетчерских часах.

"Анатолий Исаакович олицетворял огромную эпоху истории нашего завода, оставил добрый след в сердцах тысяч коллег - от рядовых рабочих до великих авиаконструкторов… О Супонецком знает каждый сотрудник, о нем будут рассказывать новым поколениям самолетостроителей как о легендарной личности, внесшей огромный вклад в сохранение и развитие авиастроения на воронежской земле", - отметили в филиале ПАО "Ил" - ВАСО.

Супонецкий родился в Комсомольске-на-Амуре, где его отец работал на местном авиазаводе. Там же начинал осваивать рабочую профессию - в техникуме и на предприятии токарем. Потом перевелся в Воронеж и в 1961 году поступил учеником слесаря на местный авиазавод. Вспоминал, что в то время к отделу кадров выстраивались очереди. С перерывом на срочную службу в армии Анатолий Исаакович прошел все ступеньки карьерной лестницы. Был мастером, когда предприятие строило первый серийный Ту-144. Окончив политехнический институт, стал начальником участка, руководителем агрегатно-сборочного производства, а затем и окончательной сборки.

"Я пришел на завод, когда запускали ракетоносец Ту-128 и серийный грузовой десантный Ан-12. Потом пошли другие самолеты. Ту-144 для меня вообще песня: новые на тот момент технологические процессы, инструмент, оборудование, очень мощные и сильные конструкторы, заново обученный коллектив. Мы перешли на совсем другую систему работы: когда стыковали первый Ту-144, у меня были стремянки, которые подкатывались к самолету на воздушных подушках! (Всего в Воронеже выпустили 16 сверхзвуковых лайнеров. - Прим. "РГ") Затем был первый широкофюзеляжный Ил-86, всего их мы сделали 103 штуки. За ним - Ил-96", - рассказывал Анатолий Исаакович, получая в 2022-м медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

В новом тысячелетии под его руководством с нуля ставили производство среднемагистральных Ан-148 (на заводе собрали 35 таких бортов), модернизировали любимые Илы до удлиненной версии Ил-96-400 и собирали опытные образцы Ил-112, чего на серийных заводах обычно не делают.

Ему присвоили звание почетного гражданина Левобережного района Воронежа, вручили медаль "Ильюшин Сергей Владимирович" - высшую награду ПАО "Авиационный комплекс имени С. Ильюшина", почетную "Благодарность от земли воронежской". Но трудился он, конечно, не ради регалий и аплодисментов. "Нужно уважать свою страну и свою работу. Я горд, что не просто так прожил жизнь - строил самолеты", - признавался ветеран.

Воронеж Утраты Промышленность