Компании предлагают проработать законодательные меры по ограничению ценового демпинга со стороны маркетплейсов, а также по навязыванию платформами собственных финансовых сервисов и способов оплаты. Ретейлеры предлагают обратить внимание на международный опыт регулирования, например, как в Китае, Турции и США, и обязать маркетплейсы вводить финансовые сервисы в отдельный регуляторный периметр.
"Главная проблема заключается в том, что доминирующие маркетплейсы фактически формируют цены за счет агрессивного субсидирования, компенсируя это ростом комиссий, тарифов и обязательных услуг для продавцов. Такая практика не отражает реальный баланс спроса и предложения. Она приводит к росту издержек российских производителей и продавцов, усиливает зависимость малого бизнеса от платформ и снижает конкуренцию", - рассказал генеральный директор "М.Видео" Феликс Либ.
Сейчас, по его мнению, формируется ценовая модель, управляемая не экономикой продукта, а возможностями площадки перекладывать свои расходы на рынок. Также в трансграничной торговле создается "перекос" между российскими производителями и иностранными продавцами.
"Понижение беспошлинного порога и запуск НДС при ввозе таких товаров - необходимые меры для защиты отечественных производителей, добросовестной конкуренции и потребителя, а также важная составляющая для пополнения бюджета страны", - указывает Либ.
В письме ретейлеры также указывают на то, что зарубежные продавцы и производители получают более простой доступ к работе на маркетплейсах благодаря более выгодным комиссиям и тарифам - они в десятки раз ниже тех, которые платят российские продавцы.
Тихон Смыков, президент и управляющий партнер Inventive Retail Group, отмечает, что маркетплейсы получают существенный доход за счет взимания комиссий с продавцов, пользующихся льготным режимом налогообложения. Эти деньги являются, с одной стороны, результатом налогового арбитража, с другой - используются для субсидирования продаж товаров, поставщики которых работают на общей системе налогообложения.
"В классических каналах продаж возможности формировать цену подобным образом нет, что приводит к перетеканию продаж на маркетплейсы. Вряд ли превращение налоговых льгот одних компаний в скидки на продукцию других компаний является справедливым механизмом конкуренции", - добавляет Смыков.
По его мнению, повышение комиссий и формирование индивидуальных условий взаимодействия с платформами - нормальный коммерческий процесс. "Для нас важно, чтобы все продавцы находились в равных условиях с точки зрения налогообложения, а налоговые льготы одних продавцов не превращались в скидки на продукцию других", - говорит Смыков.
В пресс-службе "Ситилинка" добавляют, что российские производители и оптовики несут полную регуляторную нагрузку (НДС, пошлины, сертификация, маркировка, логистика), тогда как часть импортных поставок фактически избегает этих требований.
Дополнительный перекос создают маркетплейсы: иностранным продавцам нередко предоставляются сниженные комиссии, приоритет в трафике и упрощенные схемы подключения. Для зарубежных товаров доступны рекламные кампании, участие в акциях и распродажах, указывают в компании.
При этом в пресс-службе Ozon отмечают, что комиссии для продавцов остаются на рыночном уровне и сопоставимы с другими крупными участниками рынка.
Представители платформы объясняют, что продавцы сами выбирают модель работы с платформой и набор услуг, который они делегируют площадке: обязательной услугой является только комиссия за продажу, а логистика, размещение товара на складе и продвижение внутри площадки остаются на усмотрение продавца.
Последние изменения комиссий и тарифов платформа объясняет ростом издержек, обусловленным внешними факторами - это стоимость топлива, услуг перевозки, электроэнергия и другие инфраструктурные услуги.
"Мы считаем важным поддерживать доступные цены для 60 млн покупателей, которые могут купить товар на платформе из любой точки страны, поэтому мы делаем собственные инвестиции в цены и акции. Скидки и распродажи одновременно помогают продавцам расти быстрее, и они ценят эту возможность: только 2% продавцов добровольно отказались от скидок за счет площадки, а 6 из 10 продавцов, отказавшихся от скидок за счет платформы, позже попросили вернуть скидки на свои товары", - отмечают в пресс-службе маркетплейса.