Принятое постановление пленума Верховного суда актуализирует указания по международным нормам, на которые суды должны ориентироваться при осуществлении правосудия. Прекращение действия в отношении Российской Федерации ряда многосторонних и двусторонних международных договоров не означает отказа РФ от ряда ценностей, в том числе защищаемых правом, разъяснил председатель правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимир Груздев.
"Документ устраняет устаревшие ссылки на международные договоры, утратившие силу для Российской Федерации, и уточняет формулировки. При этом в постановлении присутствуют примечания, связанные с международными правовыми актами, признаваемыми нашей страной", - подчеркнул он.
Например, как сказано в постановлении, согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом. При этом судопроизводство по уголовным и гражданским делам должно осуществляться без неоправданной задержки, в сроки, позволяющие оптимально обеспечить право граждан на судебную защиту.
По словам Владимира Груздева, судам при осуществлении правосудия необходимо исходить из того, что несоблюдение установленных законом сроков производства по уголовным и гражданским делам существенно нарушает конституционные права граждан на судебную защиту, а также противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, которые закреплены, в частности, в статье 10 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В связи с этим пленум Верховного суда обращает внимание судей судов общей юрисдикции на необходимость строгого соблюдения процессуальных сроков разрешения дел, а также на недопустимость волокиты при производстве по судебным делам.
"Важные разъяснения связаны с вопросами применения ареста. Как сказано в документе, принимая решение о заключении обвиняемых под стражу в качестве меры пресечения, о продлении сроков содержания их под стражей, разрешая жалобы обвиняемых на незаконные действия должностных лиц органов предварительного расследования, суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей. Эти права предусмотрены статьями 2, 7, 9, 14 Международного пакта о гражданских и политических правах", - отметил председатель правления АЮР.
При разрешении ходатайства об освобождении из-под стражи или жалобы на продление срока содержания под стражей суду необходимо принимать во внимание положение статьи 7 Пакта, согласно которому никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, добавил Владимир Груздев.
К бесчеловечному обращению относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания, сказано в разъяснениях.
Также документ указывает, что в соответствии со статьей 10 Пакта условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
"Принятые разъяснения повышают гарантии защиты прав граждан", - подытожил Владимир Груздев.
Россия вышла из Совета Европы 16 марта 2022 года, 23 февраля 2023 года приняла закон о выходе из ряда международных договоров Совета Европы, включая Европейскую конвенцию.
При этом высшая судебная инстанция сохранила все наработанные за эти годы рекомендации о применении имплементированных в России норм международного права, заменив упоминание Европейской конвенции на статьи Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого ООН 16 декабря 1966 года и вступившего в силу в марте 1976 года, участниками которого являются более 170 государств.
Как подчеркнул ранее глава Верховного суда Игорь Краснов, исключение из разъяснений судам ссылок на прекратившие свое действие международные договоры РФ не должно снижать уровень правовой защиты граждан, что полностью соответствует позиции ВС РФ по вопросу соблюдения прав и свобод человека.
Исключив в принятом постановлении упоминание Европейской конвенции из действующих разъяснений, Верховный суд практически ни слова не поменял в наработанных за последние десятилетия разъяснениях о применении в России общепризнанных принципов и норм международного права, подчеркивают эксперты.