По его мнению, ГАЗ-3102 планировалось сделать конкурентом таких моделей, как Volvo 7 и 9 серии, а также Mercedes S-Class. Однако при детальном сравнении выяснилось, что машина имеет некоторые технологические недостатки.
Хотя "ноль вторая" превосходила западных соперников по габаритам, а некоторые модификации, разработанные для нужд КГБ СССР, оснащались мощным двигателем V8, она все же уступала им в технологическом плане. Передовой кузов, улучшенная тормозная система и удобный салон сочетались с устаревшей рессорной подвеской, отсутствием усилителя руля и конструкцией, заимствованной из 50-х годов.
Канунников считает, что ГАЗ-3102 занял уникальную нишу, не относясь ни к элитному классу, ни к массовому. Несмотря на это, автомобиль стал символом высокого положения в обществе и визитной карточкой Горьковского автозавода. "Волга" была не просто машиной, а отражением противоречивости эпохи - внешние признаки престижа скрывали устаревшие технологии.
От первого прототипа до серийного производства ГАЗ-3102 прошел длинный и тернистый путь. Выпуск седана на Горьковском автозаводе начался в 1981 году и продолжался до 2008 года. Машина, имевшая массу новшеств для своего времени, являлась глубокой доработкой модели ГАЗ-24.
Изначально "Волги" поставлялись исключительно для партийных чиновников и глав администраций. Некоторые седаны, оснащенные агрегатами от ГАЗ-14 "Чайка", использовались в Гараже особого назначения в качестве машин сопровождения. Несмотря на то, что производство "Волги" продолжалось почти 30 лет, найти живой экземпляр сейчас становится все труднее.
В то же время можно сказать, что "ноль вторая" продолжает и по сей день оставаться символом советской эпохи, сочетая в себе элементы роскоши и множества компромиссов.
Ранее "РГ" рассказывала о том, почему провалился перспективный проект ГАЗ-3105.